Религиозная философия стран
Востока: Индия, Китай, Япония
Программа охватывает часть
курса «Религиозная философия», изучаемого студентами кафедры Философии религии
и религиоведения философского факультета Московского государственного
университета им М.В. Ломоносова на IV
году обучения в течение зимнего (8-ого) семестра. Раздел курса, посвященный
религиям и философским учениям Индии, Китая и Японии, а также синкретическим
религиозным и философским направлениям новейшего времени, рассчитан на 14
лекций и 14 семинарских занятий, объединенных в шесть тем (цифры в скобках при
порядковых номерах тем указывают на место этих тем в структуре курса
«Религиозная философия» в целом). Программа включает в себя краткие планы
лекций и семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы по каждой из тем,
а также список вопросов к экзамену (он является составной частью общего списка
вопросов к экзамену по указанному курсу) и примерные темы для рефератов.
Тема 1. Философия брахманизма и индуизма (3 лекции, 3 с/з)
Лекция 1. Ригведа и начало
философии в Индии
Историко-культурные условия формирования философской традиции в Древней Индии. Ригведа – древнейший памятник индийского мировоззрения. Древнеиндийская мифология, брахманский ритуал и первые опыты философской рефлексии.
С/з 1. Гимны Ригведы
1.
Состав
ведийской литературы
2.
Ведийская
религия: основные элементы ритуала, пантеон, особенности богопочитания
3.
Происхождение
мира в Ригведе. Мировой закон (рита),
священная речь (вач), «единое» (тад экам)
Переход от Вед к Брахманам, Араньякам и Упанишадам. Классификация авторитетных текстов: шрути и смрити. Метод и понятийный аппарат брахманского учения.
С/з 2. Упанишады
1.
Состав
Упанишад. Вопрос о времени их сложения
2.
Учение
об Атмане. Теория познания в
Упанишадах
3.
Учение
о Брахмане. Тождество Атмана и Брахмана
4.
Этика
Упанишад. Истоки учения о карме.
Лекция 3. «Эпическая
философия» и переход к индуизму.
«Махабхарата» и «Рамаяна» как источники изучения философии Древней Индии. Философские идеи в «Бхагавадгите». Различение иллюзорного и истинного бытия. Тексты Пуран и развитие философских школ индуизма. Соотношение Брахмана и Атмана. Космогония индуизма. «Любовь» (бхакти) и «освобождение» (мокша). Образ индуизма в современной западной и отечественной культуре.
С/з 3. «Бхагавадгита»
1.
Место
«Бхагавадгиты» в древнеиндийском эпосе
2.
Развитие
представления о божестве
3.
Понятие
йоги. Джняна-, карма- и бхакти-йога
Источники:
Атхарваведа. Избранное. Перевод, комментарий и вступительная статья Т.Я. Елизаренковой. М., 1989
Бхагавадгита
/ Семенцов В.С. Бхагавадгита в
традиции и современной научной критике. М., 1999
Древнеиндийская философия. М., 1972
История и культура Древней Индии (тексты). М.,
1990
Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и
«Вьяса-бхашья»). Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция
системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. М., 1992
Поэзия
и проза Древнего Востока. М., 1973
Ригведа.
Издание подготовила Т.Я. Елизаренкова. Мандалы I-IV. М., 1989. Мандалы V-VII. М.,
1999. Мандалы IX-X. М., 1999
Упанишады.
В 3 кн. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина. М., 1992
Философские
тексты Махабхараты. Пер. Б.Л. Смирнова. Вып.1, кн.1. Бхагавадгита. Ашхабад,
1978
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.,
1980
Литература:
Бешем А. Чудо, которым была Индия.
М., 1977
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская
цивилизация. М., 1993
Гусева Н.Р.Индуизм. М., 1977
Древние культуры Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1999
Дандекар Р.Н. От
вед к индуизму: эволюционирующая мифология. М., 2002
Дюмезиль Ж. Верховные боги
индоевропейцев. М., 1986
Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы / Ригведа. Мандалы V-VII. М., 1999, С. 452-487
Елизаренкова Т.Я. Ригведа – великое начало
индийской литературы и культуры / Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989, С.426-543
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм (словарь). М., 1996
Исаева Н.В. Шанкара и индийская
философия. М., 1991
Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской
мифологии. М., 1986
Мюллер Макс. Шесть систем индийской
философии. М., 1995
Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991
Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т.
М., 1993
Романов
В.Н.
Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. М., 2003
Топоров В.Н. Ведийская мифология / Мифы
народов мира. Т.1, М., 1997
Шохин В.К. Брахманистская философия.
Начальный и ранне-классический периоды. М., 1994
Шохин
В.К. Первые философы Индии. М.,1997
Шохин В.К.., Терентьев А.А. Философия джайнизма / Лысенко
В.Г. Шохин В.К.., Терентьев А.А. Ранняя буддийская философия. Философия
джайнизма. М., 1994
Тема 2. Становление философии в Древнем Китае (1 лекция, 1 с/з)
Лекция 4. Древнекитайская
предфилософия
Историко-культурные условия становления философии в Древнем Китае. Ритуал и мифология, сакрализация государственной власти. Предфилософская проблематика древнекитайского канона (у цзин): «Книги песен» (Ши-цзин), «Книги истории» (Шу-цзин), «Книги перемен» (И-цзин), «Книги обрядов» (Ли-цзи) и летописи «Весны и осени» (Чунь-цю). Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы: школа служилых людей (жуцзя), моисты (моцзя), даосы (даоцзя), «законники» («легисты», фацзя), «номиналисты» (минцзя), натурфилософы (иньянцзя).
1.
«Пять
канонов» и религия Древнего Китая
2.
Мир
и человек в древнекитайской поэзии
3.
Общество
и история в древнекитайском летописании
4.
«Книга
перемен» как памятник религиозной и философской традиции
Источники:
Древнекитайская
философия. В 2 т. М., 1994
И
Цзин / Щуцкий Ю.К. Китайская
классическая «Книга перемен». М., 1993
И
Цзин. «Книга перемен» и ее канонические комментарии. Перевод с китайского,
предисловия и примечания В.М.Яковлева. М., 1998
Конфуциева
летопись Чуньцю («Весны и осени»). Перевод и примечания Н.И.Монастырева.
Исследования Д.В.Деопика и А.М.Карапетьянца. М., 1999 (1876)
Шицзин.
Избранные песни. Пер. с китайского А.А.Штукина. М.,1957
Литература:
Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 2. Период
Чуньцю. М., 2000
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в
Китае. М., 1970
История китайской философии. М., 1989
Китайская
философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ткаченко Г.А. Культура Китая.
Словарь-справочник. М., 1999
Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история
культуры. СПб., 1998
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.,
1965
Тема 3. Философия конфуцианства (1 лекция, 1 с/з).
Учение
Конфуция (Кун-цзы) о «золотой середине» (чжун
юн), об «исправлении имен» (чжэн мин),
о «благородном муже» (цзюньцзы).
Понятия «гуманность» (жэнь), «долг» (и), «обряд» (ли), «рассудительность» (чжи)
и «верность» (синь); учения о
«сыновней почтительности» (сяо) и
«преданности» (чжун). Идеал
«благородного мужа» (цзюньцзы) в
«Беседах и суждениях» (Лунь юй). Конфуций о способах постижения истины.
Социальное учение Конфуция, трактовка государственной власти. Влияние моистов и
легистов на конфуцианство. Философия Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Неоконфуцианство: Чжу
Си и Ван Янмин. Учение о "Великом пределе" (тай цзи). Идеи Конфуция в истории духовной культуры Китая и стран
Дальнего Востока.
С/з 5. «Беседы и суждения»
(Лунь юй)
1. Конфуций и традиции китайской предфилософии
2.
Человеческое
познание и деятельность в «Лунь юй»
3.
Общественная
и государственная жизнь в понимании Конфуция
Источники:
Головачева Л.И. Беседы и суждения Конфуция
// Рубеж. Тихоокеанский альманах. Владивосток, 1992, № 1
Древнекитайская
философия. В 2 т. М., 1994
Конфуций. Изречения. Пер.
И.И.Семененко. М., 1994
Конфуций. Лунь юй / Переломов Л. С. Конфуций. Лунь юй.
Исследование, перевод с китайского, комментарии. М., 1998
Мэн-цзы. Предисловия Л.Н.Меньшикова.
Перевод с китайского, указатели В.С.Колоколова. СПб., 1999
Афоризмы старого Китая. Перевод с китайского
В.В.Малявина. М., 1991
Литература:
Голыгина К.И. Великий предел. М., 1994
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и
классическая китайская философия. М.,1983
Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982
Ломанов А.В. Современное конфуцианство:
философия Фэн Юланя. М., 1996
Лукьянов А.Е. Лаоцзы и Конфуций:
философия Дао. М., 1998
Малявин В.В. Конфуций. М., 1992
От
магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998
Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение,
судьба. М., 1993
Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы.
М., 1998 (1904)
Феоктистов В.Ф. Философские и
общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1977
Этика
и ритуал в традиционном Китае. М., 1988
Тема 4 (3). Даосская философия (2 лекции, 2 с/з).
Лекция 6. Философия Лао-цзы
и Чжуан-цзы.
Истоки
возникновения философии даосов. Учение Лао-цзы о Дао как о первоначале. Диалектика Дао и Дэ.
Гносеологическая и онтологическая проблематика в «Дао-дэ-цзин» и «Чжуан-цзы».
Этика даосизма: принцип «недеяния» (у вэй).
Человек и общество. Проповедь возврата к прошлому у конфуцианцев и даосов.
1.
Человек и природа в философии даосизма
2.
Человек и общество у Чжуан-цзы и Лао-цзы
3.
Даосские мыслители о границах и целях познания
Учение
о единстве мира, естественном законе,
природном равновесии и самодвижении и о пути достижения бессмертия.
Даосские школы: «ортодоксальные» (чжэн и
дао, шанцин пай, линбао) и «еретические» (тайпин дао). Даосизм в истории духовной культуры Китая и стран
Дальнего Востока.
С/з 7. Г.В. Лейбниц о
китайской философии в ее сравнении с европейской.
1. Понятие о Боге
2. Учение о мировом первопринципе
3. Трактовка человеческой души и ее бессмертия
Источники:
Антология
даосской философии. М., 1994
Древнекитайская
философия. В 2 т. М., 1994
Древнекитайская
философия. Эпоха Хань. М., 1990
Лу Куань Юй. Даосская йога. СПб., 1992
Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Перевод Л.Д.Позднеевой. СПб., 1994
Религии Китая. Хрестоматия. Редактор-составитель Е.А. Торчинов. СПб., 2001
Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины.
Предисловие, перевод, комментарий Е.А.Торчинова. СПб., 1994
Чжуан-цзы. Ле-цзы. Перевод, предисловие, комментарии
В.В.Малявина. М., 1995
Лейбниц Г.В. Рассуждения о религии и
философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону // Вопросы
философии. М., 1999, № 11
Литература:
Дао
и даосизм в Китае. М., 1982
Лукьянов А.Е. Лаоцзы. М., 1991
Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985
Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе,
обществе и искусстве. М., 1979
Торчинов Е.А. Даосизм: опыт
религиозно-философского описания. СПб., 1993
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт
запредельного. СПб., 1997
Тема 5. Буддийская философия (5 лекций, 5 с/з).
Время жизни «исторического Будды». Эпоха «шраманских философов» в Индии. Философские истолкования легенды о Будде Шакьямуни. Состав «трех корзин» буддийского канона (трипитака) и этапы его сложения. Место философской проблематики в каноне. Основные понятия учения Будды: «четыре благородные истины», «восьмеричный путь», закон причинно-зависимого возникновения (пратитья-самутпада).
1.
Отличия
буддийского пути от других путей
2.
Природа
и человек в «Дхаммападе»
3.
Человек
и сообщество людей. Начала буддийской этики
Предмет
философских построений раннего буддизма: элементы потока человеческого
сознания. Основные значения термина «дхарма». Классификции «дхарм». Учение о
дхармах в «Абхидхармакоше» Васубандху.
С/з 9.
«Абхидхармакоша»
1. Состав и рубрикация текста
2. Основные понятия теории дхарм: «пять скандх» и др.
3. Буддийская космология, ее связь с этикой и учением о медитации
Развитие учения о дхармах. Нагарджуна: «учение о пустоте» (шуньявада). Васубандху: «учение о только-сознании» (виджнянавада). Махаянские трактаты и сутры праджня-парамиты. «Сутра Лотоса». Учение о «трех телах» будды (трикая). Будды и бодхисаттвы. Философия махаяны и учения индуистских школ.
1.
Структрура
текста: «временные» и «основные» проповеди
2.
Философское
значение притч «Сутры Лотоса»
3.
Вопрос
о всеобщности просветления
Распространение буддизма за пределы Индии. Переводы канона на китайский язык. Споры об отношениях между буддийской общиной и государством («монах не должен быть почтительным к императору») и о «неуничтожимости души». Человек: взгляд буддизма, конфуцианства и даосизма.
1.
«Сутра
помоста Шестого патриарха»
2.
«Записи
бесед “мудростью освещающего” наставника Чань Линь-цзи из область Чжень»
3.
Цзун-ми. «О началах человека» (Юань жэнь лунь)
Проникновение буддима в Японию. «Шесть школ» периода Нара. Начало японской буддийской мысли в период Хэйан. Сайтё и Кукай. Буддизм в период Камакура: амидаизм (Хонэн, Синран), дзэн (Догэн), школа Нитирэна. Место историко-философской проблематики в буддийской догматической литературе.
1. Кукай. «Сокусин дзёбуцу ги». «Хидзо хояку»
2.
Юйэн-бо.
«Таннисё»
3.
Догэн.
«Гэндзё коан». «Сокусин дзёбуцу». «Юдзи». «Хоцу бодай син»
4.
Нитирэн.
«Каймоку-сё»
Источники:
Буддизм в переводах. СПб, 1993
Буддизм в Японии. М., 1993
Васубандху.
Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел третий.Учение о мире. Перевод
с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование
Е.П.Островской и В.И.Рудого. Спб., 1994
Вопросы
Милинды. Перевод с пали, предисловие, исследование и комментарий А.В. Парибка.
М., 1989
Джатаки.
Перевод Б.Захарьина. М., 1979
Дхаммапада.
Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. М., 1960
Избранные сутры китайского буддизма. Перевод с китайского Д.В.Поповцева, К.Ю.Солонина, Е.А.Торчинова. СПб., 1999
Кукай. Избранные труды.
Составление, подготовка текста и примечаний, очерк по истории эзотерического
буддизма А.Г.Фесюна. М., 1999
Мумонкан. Застава без ворот. Сорок восемь
классических коанов Дзэн с комментариями Р.Х.Блайса. СПб., 1997
Нагарджуна.
Трактаты / Андросов В.П. Буддизм
Нагарджуны. М., 2000
Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке
лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы
Всеобъемлющая Мудрость. Перевод с китйского А.Н.Игнатовича. М., 1998
Сутра помоста Шестого патриарха» / Абаев Н.В. Чань-буддизм и
культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989
Хуэй-цзяо.
Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань). Перевод с китайского,
исследование, комментарий и указатели М.Е.Ермакова. М., 1991
Хуэй-юань.
Монах не должен оказывать почести императору (перевод с китайского
А.С.Мартынова) / Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб, 1993
Цзун-ми.
О началах человека (Юань жэнь лунь). Разделы о хинаяне и махаяне. /
Историко-философский ежегодник-89, М., 1989
Цзун-ми.
Предисловие к собранию разъяснений истоков чаньских истин (перевод с китайского
К.Ю.Солонина) / Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб, 1993
Литература:
Абэ
Сигэру. Религия материалиста. Вселенская жизнь
человека. М., 1993
Андросов
В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990
Андросов
В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма.
М., 2000
Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994
Введение в буддизм. Под ред. В.И.Рудого. СПб.,
1999
Вон
Кью-Кит. Энциклопедия дзэн. М., 2000
Дюмулен
Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. М., 1994
Ермаков
М.Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994
Ермакова
Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999
Жизнь Будды, индийского учителя жизни. Пять
лекций по буддизму. Самара, 1998
Завадская
Е.В. Восток на Западе. М., 1970
Игнатович
А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.,
1987
Игнатович
А.Н. Чайное действо. М., 1997
Игнатович
А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика. Необуддийские движения
в общественной жизни Японии. М., 1989
Икэгути
Экан. Подвижник огня. М., 1996
Икэда
Дайсаку. Мой Будда. Земной путь Шакьямуни. М., 1994
Иэнага
Сабуро. История японской культуры. М., 1972
Комиссарова
Т.Г. “Монах не должен быть почтительным к императору”.
Из буддийской полемики в Китае IV-V вв. / Буддизм и государство на Дальнем
Востоке. М., 1987
Ла
Флер У. Карма слов. Буддизм и литература в
средневековой Японии. М., 2000
Лысенко
В.Г. Ранняя буддийская философия. М.,1994
Мещеряков
А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М.,
1988
Мещеряков
А.Н. Древняя Япония - буддизм и синтоизм. М., 1987
Мещеряков
А.Н. Древняя Япония - культура и текст. М., 1990
Нагата
Хироси. История философской мысли Японии. М., 1991
Розенберг
О.О. Об изучении японского буддизма. О понимании
восточной души / Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности. М., 1990
Розенберг
О.О. Труды по буддизму. М., 1991
Щербатской
Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988
Судзуки
Д.Т. Лекции по Дзэн-буддизму. М., 1990
Сэнсом
Дж.Б. Япония. Краткая история культуры. СПб., 1999
Тантрический буддизм. М., 1999
Терентьев
А.А. “Сутра сердца праджняпарамиты” и ее место в
истории буддийской философии / Буддизм: история и культура. М., 1989
Торчинов
Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000
Трубникова
Н.Н. «Различение учений» в японском буддиизме IX в.
Кукай [Кобо-Дайси] о различиях между тайным и явными учениями. М., 2000
Тема 6 (11). Внеконфессиональная синкретическая религиозная философия
(2 лекции, 2 с/з).
Взаимодействие
мировых религиозный традиций в эпоху до великих географических открытий.
Миссионерская деятельность христиан на Востоке. Модернизация общественной жизни
в странах Востока в XIX-XX вв. Знакомство
представителей восточных традиций с
философскими учениями Запада. Попытки обновления индуизма и буддизма,
возникновение синкретических школ.
С/з 13. Религиозные темы в современной философской мысли Востока. (тексты по выбору).
Лекция 14.
Мотивы восточной философии в новых религиях Запада
Соединение
образов и идей различных религий – индуизма,
брахманизма, буддизма, индуизма, христианства – в синкретической
религиозной философии. Отрицание исторических форм религии и попытки создания
«универсальной религии».
С/з 14. Синтез религий
Востока и Запада в сочинениях современных западных мыслителей (тексты по выбору).
Вопросы к экзамену
Данный
список вопросов является частью списка вопросов к экзамену по курсу
«Религиозная философия». Внутри «большого» списка номера вопросов отличаются от
приведенных здесь.
1.
«Предфилософия»
Древнего Китая и ее религиозные основания.
2.
Учение
Конфуция о человеке и обществе. Идеал «благородного мужа» (цзюньцзы) и понятие «обряда» (ли).
3.
Мэн-цзы
и Сюнь-цзы: две интерпретации конфуцианской этики.
4.
Природа
и божество в неоконфуцианстве. Понятие «Великого предела» (тай цзи).
5.
Учение
о космическом и социальном первоначале у Лао-цзы.
6.
Проблема
бессмертия в философии даосизма.
7.
Социальное
учение даосов. Понятие «недеяния» (у вэй).
8.
Древнеиндийская
предфилософия. Мир, человек и божество в Ригведе.
9.
Брахманский
ритуал и формирование древнеиндийского философского знания.
10.
Упанишады
как памятник философской и религиозной традиций Древней Индии.
11.
Философские
идеи в "Бхагавадгите".
12.
Философское
истолкование "четырех благородных истин" в раннем буддизме.
13.
Этика
раннего буддизма. Понятие кармы.
14.
Психология
раннего буддизма. Философское освоение медитативного опыта.
15.
Единство
сансары и нирваны в философии махаяны.
16.
Теория
познания и освобождения в философии махаяны.
17.
Этика
махаяны. Идеал бодхисаттвы.
18.
Теоретическое
познание и духовная практика в философии чань-буддизма.
Темы для рефератов:
1.
Ведийский
ритуал и проблема начала философии в Древней Индии.
2.
Представления
о происхождение мира в ведийской религии: миф и его философские истолкования.
3.
Теоретико-познавательная
проблематика в Упанишадах.
4.
Представления
о целях человеческой жизни в философии Упанишад.
5.
Понятие
божества в «Бхагавадгите».
6.
Понятие
«Неба» в древнекитайской космологии и этике.
7.
Государство
и государь в религиозной и философской традициях Древнего Китая.
8.
Человек
и его посмертная судьба в философии Древнего Китая.
9.
Философы
и проповедники в Древней Индии в эпоху Будды Шакьямуни.
10.
Буддийская
мифология и космология: их этический смысл.
11.
Проблема
познаваемости будды в махаянском буддизме.
12.
Учение
о причинности в раннем буддизме и его связь с учением о просветлении.
13.
«Три
учения» в Китае: попытки соединения основных положений даосизма, конфуцианства
и буддизма.
14.
Наследие
религиозной философии стран Востока в современных синкретических религиях*.
_____________________
*
Тема предполагает анализ одного из изданий (книг, брошюр, электронных изданий и
т.д.), представляющих современные синкретические религиозные учения (по Вашему
выбору). В такую работу могли бы войти следующие разделы:
1.
Общая
характеристика учения, направления, школы и т.п., к которым принадлежит
выбранное Вами издание. Когда возникло это учение, где распространено, кто его
основатели? С какого времени, кем и как оно распространяется в России?
Желательно указать, каким путем Вами добыто это издание (взято в библиотеке,
получено от проповедников, куплено в специализированном или обычном книжном
магазине и т.д.).
2.
Обзор
содержания издания: основные проблемы, наиболее характерные тезисы, стиль
обсуждения религиозных вопросов, предполагаемый круг читателей. Преследует ли
данное издание цели проповеднические или только просветительские?
3.
Религиоведческий
анализ издания. Какие положения каких религий были синтезированы в данном
случае? На основании чего Вы делаете такой вывод? Что из «исходного материала»
было отброшено, что упрощено, переформулировано? В чем сказалась модернизация?
И почему она потребовалась?
Ввиду широкого распространения в нашей стране
материалов современных неорелигиозных движений (в том числе – почти не
изученных) работа над данной темой представляет не только учебный интерес, но
может иметь и самостоятельное исследовательское значение.