Российский государственный гуманитарный университет

Институт восточных культур и античности РГГУ

Кафедра истории и филологии Дальнего Востока

 

Философия Японии

Программа курса

 

Составитель — Н.Н. Трубникова

2008 г.

 

Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Японская филология». Курс читается в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м семестрах (132 часа). Задачи курса — рассмотреть историю японской философской мысли от древности до современности. В ходе этого курса обсуждаются различные учения, получившие признание и развитие на Японских островах: учения о природе, человеке, обществе и государстве, о божествах и буддах, о познании и языке, о «стране Японии» как особой среде для жизни и мысли. Прежде всего, упор делается на изучение памятников японской словесности разных жанров с точки зрения их мировоззренческого содержания. Для каждого из направлений японской мысли прослеживаются его источники в материковой философии, исследуется его своеобразие, указываются черты сходства и различия этого направления с философскими учениями иных традиций.

Слушатели курса должны усвоить основные термины японской философской мысли. Студентам необходимо знать обстоятельства создания и содержание важнейших сочинений японских мыслителей, названия и основы учения важнейших направлений японкой философской мысли.

 

 

Раздел I. Истоки японской философской мысли

 

Тема 1. Понятие «японской философии»

(2 часа)

Вопрос о применимости понятия «философия» по отношению к неевропейским традициям. Когда и как в японской традиции начинают выделять «философию». Приблизительные соответствия понятию «философия» в дальневосточной традиции. Понятия «учения» (яп. кё:), «общественной мысли» (яп. сисо:), «философии» (яп. тэцугаку). Названия для отдельных дисциплин, обычно относимых к философии: логики, натурфилософии, этики и других. Философское, религиозное и политическое содержание в учениях японских мыслителей. Основные этапы развития философской мысли в Японии (краткий обзор содержания курса). Источники изучения японской философской мысли в разные периоды ее развития (краткий обзор). Вопрос о соотношении местных и заимствованных элементов в этих источниках.

Лит.: Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 2001. Нагата Хироси. История философской мысли Японии. М., 1991.

 

 

Тема 2. Материковые источники японской философской мысли (общий обзор)

(2 часа)

Начало японской письменной традиции. Роль переселенцев с материка (кикадзин) в ее становлении. Начало усвоения материковых философских традиций. Вопрос об определении и разграничении этих традиций. «Три учения» (санго:) — конфуцианство, даосизм и буддизм Китая V-VI вв. н.э. Общая основа этих трех учений: представления о мире, обществе и государстве в китайской традиции. Важнейшие вопросы этой традиции, по-разному решаемые во всех трех учениях.

Лит.: Ткаченко Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник. М., 1999. Гране М. Китайская мысль. М., 2004. Жюльен Ф. Путь к цели: в обход и напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. М., 2001.

 

Тема 3. Древнекитайские каноны

(2 часа)

Пять книг конфуцианского канона и их оценка у Конфуция. «Книга песен» («Ши-цзин»): источник верных имен для событий и чувств, школа «иронии». «Книга летописей» («Шу-цзин»): источник сведений о праведных мужах древности. «Книга перемен» («И-цзин»): источник знаний о закономерностях хода времени. «Книга обрядов» («Ли-цзи»): свод правил поведения человека в семье, общине и государстве. «Вёсны и осени» («Чунь-цю»): язык оценочного описания исторических событий.

Лит.: Шицзин. Книга песен и гимнов. Перевод с китайского А. Штукина. М., 1987. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993. И Цзин. «Книга перемен» и ее канонические комментарии. Перевод с китайского, предисловия и примечания В.М. Яковлева. М., 1998. Конфуциева летопись Чуньцю («Весны и осени»). Перевод и примечания Н.И. Монастырева. Исследования Д.В. Деопика и А.М. Карапетьянца. М., 1999 (1876). Кейдун И.Б. «Ли цзи»: перевод первой главы («Цюй ли») // Религиоведение. 2001, № 1. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Исследование, перевод с китайского, комментарии. М., 1998.

 

Тема 4. Конфуцианские источники

(2 часа)

«Беседы и суждения» Конфуция. Учение об обязанностях человека перед семьей, общиной и государством. Понятия «человечность» (кит. жэнь, яп. нин), «долг» (кит. и, яп. ги), «обряд» (кит. ли, яп. рэй), «рассудительность» (кит. чжи, яп. ти) и «верность» (кит. синь, яп. син). «Обряд» как основа устройства общества. Учения о «сыновней почтительности» (кит. сяо, яп. ко:) и «преданности господину» (кит. чжун, яп. тю:). Учение Мэн-цзы о благой природе человека. Учение Сюнь-цзы о дурной природе человека. Более поздние конфуцианские источники.

Лит.: Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1994. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Исследование, перевод с китайского, комментарии. М., 1998. Мэн-цзы. Предисловие Л.Н.Меньшикова. Перевод с китайского, указатели В.С. Колоколова. СПб., 1999. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1977. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

 

 

Тема 5. Даосские источники

(2 часа)

«Книга о Дао и Дэ» Лао-цзы («Дао-Дэ-цзин»). Учение о «Пути» (кит. Дао, яп. До: ) и «Благой силе» (кит. Дэ, яп. Току). Учение Чжуан-цзы и Ле-цзы. «Недеяние» (кит. увэй, яп. муи). Древнекитайская поэзия, соотносимая с даосским учением. «Чуские строфы» («Чу цы»). Источники, близкие к даосской традиции. Более поздние даосские источники. Учение о единстве мира, естественном законе,  природном равновесии и самодвижении. Учения о «божествах и бессмертных» (кит. шэньсян, яп. синсэн) и о способах достижения бессмертия. «Баопу-цзы». 

Лит.: Торчинов Е.А. Даосизм: опыт религиозно-философского описания. СПб., 1993. Люйши чуньцю. Вёсны и осени господина Люя. Лао-цзы. Дао дэ цзин. Трактат о пути и доблести. Перевод с китайского, примечания и словарь Г.А. Ткаченко. М., 2001. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. М., 1994. Цюй Юань. Лисао. СПб., 2000. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Перевод Л.Д. Позднеевой. СПб., 1994. Чжуан-цзы. Ле-цзы. Перевод, предисловие, комментарии В.В.Малявина. М., 1995. Гэ Хун. Баопу-цзы. Перевод с китайского, комментарии, предисловие Е.А. Торчинова. СПб, 1999.

 

Тема 6. Ученая проза Китая

(2 часа)

Состав и задачи сборника «Вёсны и осени господина Люя» («Люйши чуньцю»). Соотнесение годового цикла обрядов с природным и общественным устройством. Зависимость событий в природе от действий правителя. «Каталог гор и морей» («Шань хай-цзин»): «географический» подход к изложению и толкованию мифов. «Книга мудрецов из Хуайнани» («Хуайнань-цзы»): понимание божества и чуда.

Лит.: Люйши чуньцю. Вёсны и осени господина Люя. Лао-цзы. Дао дэ цзин. Трактат о пути и доблести. Перевод с китайского, примечания и словарь Г.А. Ткаченко. М., 2001. Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Предисловие, перевод и комментарий Э.М. Яншиной. М., 1977. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984. Философы из Хуайнани. М., 2004. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнаньцзы» – II в. до н.э.). М., 1979.

 

Тема 7. Исторические сочинения Китая

(2 часа)

«Исторические записки» Сыма Цяня. Образы древних праведных правителей. Закономерности смены династий, «небесное повеление» (кит. тяньмин, яп. тэммё:). Трактаты об обрядах, о музыке, о жертвоприношениях. Биографии в «Исторических записках»: подход к описанию взглядов и поступков человека. Китайские философы и философские школы у Сыма Цяня. Более поздние китайские исторические труды.

Лит.: Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Пер. Р.В.Вяткина, В.С. Таскина, комментарии Р.В.Вяткина и А.Р.Вяткина. Т. I – М., 1972, Т. II – М., 1975 (тт. I-II содержат гл. 1-12), Т. III – М., 1984 (гл. 13-22), Т. IV – М., 1986 (гл. 23-30), Т. V – М., 1987 (гл. 31-40), Т. VI – М., 1992 (гл. 41-60), Т. VII – М., 1996 (гл. 61-85), Т. VIII – М. 2002 (гл. 86-110). Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

 

Тема 8. Буддийские источники Индии: ранняя буддийская философия

(2 часа)

Время жизни «исторического Будды». Предания о Будде Шакьямуни. Состав «трех корзин» буддийского канона (санскр. трипитака, яп. сандзо:). Основные понятия учения Будды: «четыре благородные истины», «восьмеричный путь», закон взаимозависимого возникновения (санскр. пратитья-самутпада, яп. инъэн). Учение о «карме» (яп. го:). Предмет философских построений раннего буддизма: элементы потока человеческого сознания, «дхармы» (яп. хо:). Совокупности «дхарм» — «пять скандх» (яп. гоун). Сознание и сознаваемый мир в «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху.

Лит.: Жизнь Будды, индийского учителя жизни. Пять лекций по буддизму. Самара, 1998. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999. Введение в буддизм. Под ред. В.И.Рудого. СПб., 1999. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Составление, перевод, комментарии, исследование Е.П.Островской и В.И.Рудого. Спб., 2006. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

 

Тема 9. Буддийские источники Индии: махаянский поворот

(2 часа)

Нагарджуна: «учение о пустоте» (шуньявада). Васубандху: «учение о только-сознании» (виджнянавада). Традиция «запредельной мудрости» (Праджня-парамита). «Лотосовая сутра»: учение о всеобщности просветления. Главные различия между «Великой колесницей» (санскр. махаяна, яп. дайдзё:) и «Малой колесницей» (санскр. хинаяна, яп. сё:дзё:). Новое понимание цели буддийского подвижничества: сострадательная забота обо всех существах. Понятие «бодхисаттва» (яп. босацу). Учение о «трех телах» будды (санскр. трикая, яп. сансин). Представления о множестве будд. Буддийские «таинства», «Алмазная колесница» (санскр. ваджраяна, тантраяна, яп. миккё:) — учение об обряде.

Лит.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. Перевод с китайского А.Н.Игнатовича. М., 1998. Махаянская «Сутра о нирване» (избранные главы). Перевод с комментариями Шведовскго Ф.В. Под редакцией Т.П. Григорьевой. М., 2004. Глазенапп Х. фон. Буддийские таинства. Тайные учения и ритуалы «алмазной колесницы» (предисловие, перевод с немецкого и примечания) // «Вопросы философии», 1994, № 7/8, 208-236. Тантрический буддизм. Ч. I-III. М., 2004

 

Тема 10. Буддизм Китая

(2 часа)

Распространение буддизма за пределы Индии. Переводы канона на китайский язык, деятельность Кумарадживы и Сюаньцзана. Споры об отношениях между буддийской общиной и государством («монах не должен быть почтительным к императору») и о «неуничтожимости души». Сутры и трактаты, составленные в Китае. «Трактат о пробуждении веры в Махаяну». Махаянские учения в Китае, школы Саньлунь и Фасян. Новые направления китайского буддизма: Тяньтай, Хуаянь, Чжэньянь, Цзинту, Чань.

Лит.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987. Избранные сутры китайского буддизма. Перевод с китайского Д.В. Поповцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. СПб., 1999. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань). Перевод с китайского, исследование, комментарий и указатели М.Е.Ермакова. М., 1991. Хуэй-юань. Монах не должен оказывать почести императору (перевод с китайского А.С.Мартынова) / Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб, 1993. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (разделы по учениям китайских буддийских школ). Сутра помоста Шестого патриарха» / Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

 

Тема 11. Единство трех учений в Китае

(2 часа)

Черты сходства буддийского учения с конфуцианским и даосским учениями. Триединство учений в китайской поэзии, ученой и сюжетной прозе. Памятники китайской словесности IV-VI вв., получившие наибольшую известность в Японии.

Лит.: Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. Кравцова М.Е. Поэзия вечного просветления: китайская лирика второй половины V — начала VI века. СПб, 2001. Религии Китая. Хрестоматия. Редактор-составитель Е.А. Торчинов. СПб., 2001. Ку:кай (Ко:бо:-дайси). Три учения указывают и направляют (Санго: сиики). Перевод со старояпонского, комментарий и исследование Н.Н. Трубниковой. М., 2005.

 

Тема 12. Мифы древней Японии. Устройство мироздания. Боги. Небесные и земные божества.

(2 часа)

Мифологические разделы в первых японских летописях: «Записях о делах древних» («Кодзики») и «Анналах Японии» («Нихон сёки»). Подходы летописцев к созданию единой государственной мифологии. Вопрос о соотношении местных и заимствованных элементов в изложении мифов. Представления о «становлении» богов ками. Членение мироздания: небо, земля и «страна корней». Мифы, задающие образец для важнейших обрядов. Роль слова и песни в мифах. Отношения между небесными и земными богами.

Лит.: Записи о деяниях древности. Свиток 1-й — Мифы. Пер. со старояп. и комм. Е.М.Пинус. Свитки 2-й и 3-й. Пер., предисл. и комм. Л.М.Ермаковой, А.Н.Мещерякова. СПб, 1994. Нихон сёки. Анналы Японии. Перевод со старояпонского и комментарии Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. I — Свитки I-XVI. СПб., 1997. Т. II — Свитки XVII-XXX. СПб., 1997. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей (ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики). М., 1995.

 

Тема 13. Предания древней Японии. Устройство общества и государства

(2 часа)

Происхождение правящего рода. Подчинение страны потомкам Солнечной богини. Древние государи и их сподвижники. Роль правителя как жреца. Знамения. Обряд правящего рода и различные местные обряды. Подвиги древних героев Ямато. Роли сказителя и летописца в «Записях о делах древних».

Лит.: Записи о деяниях древности. Свиток 1-й — Мифы. Пер. со старояп. и комм. Е.М.Пинус. Свитки 2-й и 3-й. Пер., предисл. и комм. Л.М.Ермаковой, А.Н.Мещерякова. СПб, 1994. Нихон сёки. Анналы Японии. Перевод со старояпонского и комментарии Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. I — Свитки I-XVI. СПб., 1997. Т. II — Свитки XVII-XXX. СПб., 1997. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей (ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики). М., 1995.

 

Тема 14. Иные изводы мифов

(2 часа)

Сопоставления разных преданий в «Анналах Японии». «Описания нравов и земель» (фудоки) — иные подходы к изложению мифов. «Описание нравов и земли Идзумо» («Идзумо-фудоки») об устройстве мира и о богах. Различные представления об устройстве мира по данным древних памятников японской словесности: «вертикальная» и «горизонтальная» космологии.

Лит.: Нихон сёки. Анналы Японии. Перевод со старояпонского и комментарии Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. I — Свитки I-XVI. СПб., 1997. Т. II — Свитки XVII-XXX. СПб., 1997. Идзумо фудоки. Перевод, предисловие и комментарий К.А. Попова. М., 1966. Древние фудоки. Перевод, предисловие и комментарий К.А. Попова. М., 1969. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей (ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики). М., 1995.

 

Тема 15. Начало усвоения материковых учений в Ямато

(2 часа)

«Анналы Японии» о начале переустройства государства по материковым образцам. Первые китайские книжники в Ямато. Споры вокруг «иноземного божества» — будды. Царевич Сё:току как мудрец (яп. сэй). «Уложение в семнадцати статьях» («Дзю:ситидзё:-кэмпо:») — соединение конфуцианских и буддийских наставлений. «Великие перемены» (Тайка): образ правильного государственного строя. Обосновывающие разделы в указах государей. Клятвы государевых сподвижников. Знамения и чудеса.

Лит.: Нихон сёки. Анналы Японии. Перевод со старояпонского и комментарии Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. II — Свитки XVII-XXX. СПб., 1997. Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988. Трубникова Н.Н. «Толкования значений трех сутр» и начало буддийской философской мысли в Японии // Вопросы философии, 2007, № 8, 106-117.

 

Тема 16. Человек и мир в древней поэзии Японии

(2 часа)

Песни «Собрания десяти тысяч поколений» («Манъё:сю:») — их связи с обрядом и место в жизни общества. Представления о священной силе песенного слова. Жизнь и смерть человека. Нравы людей, семейная верность, дружба, любовь, преданность господину. Образ страны Японии.

Лит.: Манъёсю. Т. 1-3. Пер. с яп. А.Е. Глускиной. М., 1971. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре (древность и средневековье). М., 1979. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей (ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики). М., 1995. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1991. Симонова-Гудзенко Е.К. Япония VII-IX веков. Формы описания пространства и их историческая интерпретация. М., 2005. Человек и мир в японской культуре. М., 1985.

 

 

 

Раздел II. Становление японской философской мысли в VIII-XII вв.

 

Тема 17. Основные направления японской философской мысли VIII-XII вв. (обзор)

(2 часа)

Японская философская мысль в эпохуы Нара и Хэйан. Развитие японского буддизма. Конфуцианство и даосизм в Японии. Сближение буддизма с почитанием богов ками. Буддийские школы. Буддийский обряд и прикладные учения об обряде — «таинства» (химицу). Традиции «памятования о будде» (нэмбуцу) и «созерцания» (дзэн). Представления о единстве буддийских «почитаемых» и богов (хондзи суйдзяку). Изящная словесность эпохи Хэйан как источник для изучения японской философской мысли.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М., 1987. Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004. Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002.

 

Тема 18. Шесть буддийских школ эпохи Нара.

(2 часа)

Государственная буддийская община и требования к подготовке монахов. Школы как центры монашеского обучения. «Школа Устава», Рицу-сю: — изучение монашеских заповедей и правил общинной жизни. «Школа Абхидхармакоши», Куся-сю: — учение о дхармах. «Школа трех трактатов», Санрон-сю: — махаянское учение о пустоте и об истине. «Школа Трактата о достижении истины», Дзё:дзицу-сю: — разработка некоторых положений махаяны. «Школа видов дхарм», Хоссо: -сю: — учение о видах сознания. «Школа Сутры цветочного убранства», Кэгон-сю: — учение о вселенском будде. Другие направления буддийской мысли в эпоху Нара. «Школа естественной мудрости», Сидзэнти-сю:.

Лит.: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.

 

Тема 19. Воздаяние и чудо в «Японских легендах о чудесах»

(2 часа)

«Японские легенды о чудесах» («Нихон рё:ики») монаха Кё:кай и их источники в китайской буддийской книжности. Проповеднические задачи Кё:кай. Способы изложения легенд. Дурные и благие дела. Воздаяние горем и счастьем. Понимание «чуда» (рё:).

Лит.: Нихон рё:ики. Японские легенды о чудесах. Свитки 1-й, 2-й и 3-й. Перевод со старояпонского, предисловие и комментарий А.Н. Мещерякова. СПб., 1995.

 

Тема 20. Единство конфуцианства, даосизма и буддизма в сочинении Ку:кай «Три учения указывают и направляют»

(2 часа)

Ку:кай (774-835): ученические годы. «Три учения указывают и направляют» («Санго: сиики») — обобщение опыта освоения китайской мысли. Цитатное построение текста. Вопрос о задачах и путях воспитания человека. Точка зрения конфуцианца Кимо:. Точка зрения даоса Кёму. Точка зрения буддиста Камэй-коцудзи. Песни монаха Камэй — «Песнь о непостоянстве» и «Песнь о море рождений и смертей».

Лит.: Ку:кай (Ко:бо:-дайси). Три учения указывают и направляют (Санго: сиики). Перевод со старояпонского, комментарий и исследование Н.Н. Трубниковой. М., 2005

 

Тема 21. Сайтё: и Ку:кай о целях и способах подвижничества

(2 часа)

Сайтё: (767-822): ученические годы. Подвижничество ради себя и ради других у Сайтё: в «Обращении к будде с желаниями» («Гаммон»). Учеба Сайтё: и Ку:кай в Китае. Место новых школ Тэндай и Сингон в буддийской общине. Стихотворения Ку:кай, связанные с обрядами (жанр гаммон). Начало японского «тайного учения». Переписка между Сайтё: и Ку:кай. Ку:кай о различиях между «тайным» и «явным» учениями. «Трактат о различиях между явным и тайным учениями» («Бэнкэммицу никё:-рон»).

Лит.: Кукай. Избранные труды (с приложением очерка истории развития эзотерического буддизма). Составление, подготовка текста и примечаний, очерк по истории эзотерического буддизма — А.Г. Фесюн. М., 1999. Трубникова Н.Н. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай [Кобо-Дайси] о различиях между тайным и явными учениями. М., 2000.

 

Тема 22. Учение Сайтё: о заповедях и об «общине бодхисаттв»

(2 часа)

«Лотосовая сутра» как основной источник учения школы Тэндай. Учение о бодхисаттве в этой сутре. Сайтё: об особенностях «Лотосовой сутры» в «Превосходных строках Цветка Дхармы» («Хоккэ сю:ку»). «Заповеди бодхисаттвы» (босацукай) в «Сутре о сетях Брахмы» («Боммо:-кё:»). Замысел особого посвящения и дальнейшей подготовки монахов школы Тэндай у Сайтё: в «Правилах для учеников Горной школы» («Сангэ гакусё:-сики»). Японская буддийская община как «община бодхисаттв» (босацу-со:). Различия между хинаянской и махаянской общинами. Возражения монахов города Нара и ответы на них Сайтё: в «Рассуждении, проясняющем заповеди» («Кэнкай-рон»). Будда, Учение и Община в стихотворном вступлении к «Кэнкай-рон».

Лит.: Сайтё:. Из «рассуждения, проясняющего заповеди» («Кэнкай-рон», 820 г.) / Историко-философский ежегодник’2006. М., 2006. С. 368-397. Сайтё: Правила в четырех статьях (Сидзё:-сики). Перевод со старояпонского Н.Н. Трубниковой // Вопросы философии, 2006, № 8. С.148-154. Сайтё (Дэнгё-дайси). Правила в шести и восьми статьях // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2007, № 2. С. 184-195. Трубникова Н.Н. Сайтё о подготовке буддийских монахов в Японии // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2007, № 2. С. 66-77. Трубникова Н.Н. Учение о «заповедях бодхисаттвы» в японском буддизме школы Тэндай // Вопросы философии, 2006, № 8. С. 128-147.

 

Тема 23. Учение Ку:кай о смысле буддийского обряда

(2 часа)

«Тайный» буддийский обряд. Сочинение Ку:кай «Значение слов “Стать буддой в этом теле”» («Сокусин дзё:буцу-ги»): основные понятия. «Шесть великих первоначал» (рокудай). Четыре разновидности мандал (сисю мандара). «Принятие дара» (кадзи). Пять мудростей (готи), их соотношение с пятью буддами. Сочинения Ку:кай «Значение слов “Голос, знак и истинный облик”» («Сё: дзи дзиссо:-ги») и «Значение знака ХУМ» («Ун-дзи-ги»). Обряды и горное подвижничество в стихотворениях Ку:кай.

Лит.: Кукай. Избранные труды (с приложением очерка истории развития эзотерического буддизма). Составление, подготовка текста и примечаний, очерк по истории эзотерического буддизма — А.Г. Фесюн. М., 1999. Трубникова Н.Н. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай [Кобо-Дайси] о различиях между тайным и явными учениями. М., 2000.

 

Тема 24. Классификация учений у Ку:кай

(2 часа)

Сочинения Ку:кай «Трактат о десяти состояниях сердца» («Дзю: дзю:син-рон») и «Драгоценный ключ к тайному хранилищу» («Хидзо: хо:яку»). Первый раздел. Исходное состояние сердца. Второй раздел. Конфуцианство. Третий раздел. Учения о богах. Четвертый раздел. Раннее буддийское учение. Диалог буддиста и конфуцианца в «Хидзо: хо:яку». Пятый раздел. Буддийское учение о причинах. Шестой раздел. Учение о сознании. Седьмой раздел. Учение о пустоте. Восьмой раздел. Учение Тэндай. Десятый раздел. Учение Кэгон. Десятый раздел. «Тайное учение». «Тайное» истолкование «Сутры-сердца праджня-парамиты» в сочинении Ку:кай «Тайный ключ к Сутре-сердцу праджня-парамиты» («Хання сингё: хикэн»)

Лит.: Кукай. Избранные труды (с приложением очерка истории развития эзотерического буддизма). Составление, подготовка текста и примечаний, очерк по истории эзотерического буддизма — А.Г. Фесюн. М., 1999. Трубникова Н.Н. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай [Кобо-Дайси] о различиях между тайным и явными учениями. М., 2000.

 

Тема 25. Развитие школы Тэндай после Сайтё:

(2 часа)

Школа Тэндай после Сайтё:. Путешествие Эннин (794-864) в Китай. Дневник Эннин. Разработка «тайного учения Тэндай» у Эннин и Энтин (814-891). Представления о «гневных духах» (горё:) и о способах умиротворения этих духов. Развитие учения о заповедях у Аннэн (ок. 841 – ок. 889). Почитание «родных богов» в школе Тэндай, «Путь богов Горного государя» (Санно:-синто:). Развитие школы Тэндай при Рё:гэн (912-985). Спор между школой Тэндай и школами Нара в годы О:ва. Почитание «Лотосовой сутры» и предания о ее подвижниках.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004. Трубникова Н.Н. Учение о «заповедях бодхисаттвы» в японском буддизме школы Тэндай // Вопросы философии, 2006, № 8. С. 128-147. Японские легенды о чудесах. IX-XI вв. М., 1984.

 

Тема 26. Развитие школы Сингон после Ку:кай

(2 часа)

Школа Сингон после Ку:кай. Борьба вокруг наследия основателя школы. Подготовка монахов в школе Сингон, «собрания передачи Дхармы» (дэмбо:-э). Почитание Ку:кай и предания о нем. Почитание «родных богов» в школе Сингон, «Путь богов двух мандал» (рё:бу-синто:).

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004.

 

Тема 27. Конфуцианская мысль и «Путь темного и светлого начал» в Японии X-XI вв.

(2 часа)

Осмысление материковых учений в памятниках японской словесности середины эпохи Хэйан. Сочинение Миёси-но Киёюки (847-918) «Рекомендации в двенадцати пунктах» («Икэн дзю:ни кадзё:»). Развитие «Пути темного и светлого начал»: представления о связи между судьбой человека и движением небесных светил, понятие «запрета» (ими), смысл различных видов запретов.

Лит.: М.В. Грачев. Миёси-но Асоми Киёюки. «Икэн дзю:ни кадзё: — «Рекомендации в двенадцати пунктах» (914 г.) /Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и антрчности РГГУ. Выпуск VII. Политическая культура древней Японии. М., 2006. Бачурин А.С. Практика «запретов на направления» и изменения их действия в эпоху Хэйан // Религиоведение. М-Благовещенск, 2007. № 3.

 

Тема 28. Учение о «Чистой земле» у Гэнсин

(2 часа)

«Три сутры о будде Амитабхе» («Амида самбукё:»). Проповедники «Чистой земли» в Японии в VIII-X вв. Почитание «Чистой земли» в школе Тэндай. Деятельность Гэнсин (он же Эсин, 942-1017). «Собрание сведений о возрождении» («О:дзё:ё:сю:») — картина мироздания и учение о возрождении в «Чистой земле». «Проповедь в Ёкава» («Ёкава-хо:го»). Предания о подвижниках «Чистой земли».

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Японские легенды о чудесах. IX-XI вв. М., 1984.

 

Тема 29. Представления об эпохе «конца Закона»

(2 часа)

Представления о «конце Закона-Дхармы» (маппо:) в различных буддийских источниках. Почитание будущего будды Майтрейи. Обет Фудзивара-но Митинага 1007 г. и запись о нем. Рассуждения о «последнем веке» в памятниках изящной словесности. Учение об обрядах, обращенный к Майтрейе.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004.

 

Тема 30. Изящная словесность IX в. о человеке, божестве и будде

(2 часа)

Миропонимание хэйанской знати в памятниках изящной словесности (обзор). Судьба, деяния и слава человека в «Великом зерцале» («О:кагами»). «Повесть о Гэндзи» («Гэндзи-моногатари») — о единстве божественного и мирского в природе человека. Дочь Такасуэ, Солнечная богиня и будда Амида в «Дневнике Сарасина» («Сарасина-никки»).

Лит.: Окагами — Великое зерцало. Пер. с древнеяп., исслед. и комм. Е.М. Дьяконовой. СПб, 2000. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). В 4-х книгах. Перевод с японского Т. Соколовой-Делюсиной. М., 1991. Сарасина-никки. Одинокая луна в Сарасина. Перевод с японского, предисловие и комментарий И.В. Мельниковой. СПб., 1999. ЛаФлер У. Карма слов. Буддизм и литература в средневековой Японии. М., 2000. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1992.

 

Тема 31. Переосмысление «тайного учения» у Какубан

(2 часа)

Какубан (1095–1143): ученические годы. Возрождение «собраний передачи Дхармы». «Тайное толкование мантр пяти кругов и девяти знаков» («Горин кудзи-мё: химицу-сяку»). «Стихи о неравенстве явного и тайного учений» («Кэммицу фудо:-дзю»). «Покаянные признания в молельне Тайного Величия» («Мицугон-ин хацуро дзангэ-но мон»). «Стихи о собственной просветленности единого сердца» («Иссин дзикаку-дзю»). Наставления по созерцанию «знака А», «лунного круга» и «пустоты».

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. См. тж. материалы на сайте http://trubnikovann/narod.ru

 

Тема 32. Человек и общество во времена перемен (по памятникам конца XII — начала XIII в.)

(2 часа)

Земная жизнь и посмертная судьба человека в стихотворениях Сайгё: (1118-1190). Единство «пути песен» и «пути будды». «Записки из кельи» («Хо:дзё:-ки») Камо-но Тё:мэй (1153-1216) — общество в пору смуты и жизненный выбор отшельника. Судьба и творчество женщины в «Записках без названия» («Мумё:-дзо:си»). Буддийский взгляд на прошлое и будущее Японии у Дзиэн (1155-1225) в «Записках глупца» («Гукансё:»).

Лит.: Сайгё. Горная хижина. Пер. со старояп., предисл. и коммент. В. Марковой. СПб., 1997. Сайгё:. Горная хижина. Составление, подготовка текста, общая редакция Р.В. Грищенкова. СПб., 1999. Камо-но-Тёмэй. Записки из кельи / Классическая японская проза IX-XIV веков. Пер. со старояп. М., 1988. ЛаФлер У. Карма слов. Буддизм и литература в средневековой Японии. М., 2000. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1992. «ЗАПИСКИ БЕЗ НАЗВАНИЯ»!

 

Тема 33. Человек и власть в пору смуты в «воинских повестях»

(2 часа)

«Воинские повести» (гунки): наследие хэйанской буддийской мысли и становление нового воинского миропонимания. «Повесть о доме Тайра» («Хэйкэ-моногатари») о «законе государя», «Законе Будды» и произволе мирских властителей. Доблесть вельможи, воина, монаха. Судьбы праведных и неправедных людей во времена междоусобиц. Государственная религия, религия рода и религия отдельного человека. Доблесть, мудрость и верность в «Сказании о Ёсицунэ» («Гикэйки»).

Лит.:  Хо:гэн моногатари — Сказание о годах Хо:гэн. Пер. со старояп., предисл. и коммент. В.Н. Горегляд. СПб., 1999. Повесть о доме Тайра. Перевод со старояпонского, предисловие и комментарий И. Львовой. М., 1982. Сказание о Ёсицунэ. Перевод со старояпонского А. Стругацкого под ред. В. Сановича. М., 1984.

 

 

Раздел III. Развитие японской философской мысли в XIII-XVII вв.

 

Тема 34. Основные направления японской философской мысли XIII-XVII вв. (общий обзор)

(2 часа)

Японская философская мысль в эпохуы Камакура, Муромати и в начале эпохи Эдо. Новые буддийские школы эпохи Камакура. Новая волна китайского влияния. Развитие буддийской мысли в эпоху Муромати. Синтоистские школы эпохи Муромати. Первые свидетельства европейцев о миропонимании японцев. Споры между буддистами и христианами в Японии. Буддийская мысль эпохи Эдо. Неоконфуцианская мысль эпохи Эдо.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002. Нагата Хироси. История философской мысли Японии. М., 1991. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.

 

Тема 35. «Философия исконной просветленности» школы Тэндай

(2 часа)

Понятие «исконной просветленности» (хонгаку). Источники традиции «исконной просветленности» в китайской и японской буддийской мысли. Устная традиция наставлений по «исконной просветленности» и ее запись в XII-XIV вв. «Собрание главных нитей исконной основы» («Хонри дайко:-сю:»). «Развернутая похвала исконной просветленности» («Тю:-хонгаку-сан») и «толкование к похвале исконной просветленности» («Хонгаку-сан-сяку»). Критика учений о хонгаку. «Тридцать четыре заметки» («Сандзю:сика-котогаки»). Значение традиции хонгаку для японской философской мысли.

Лит.: Развернутая похвала исконной просветленности. Толкование к похвале исконной просветленности. Перевод со старояпонского и примечания Н.Н. Трубниковой // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 162–180. Трубникова Н.Н. Традиция «исконной просветленности» и ее оценки в исследованиях по японскому буддизму // Вопросы философии. 2008. № 4. С.151–161. Трубникова Н.Н. Основные понятия «философии исконной просветленности» школы Тэндай (по «Тридцати четырем заметкам») // Вопросы философии. 2008. № 10. С. ???.

 

Тема 36. Первые школы традиции Дзэн в Японии

(2 часа)

Предыстория традиции «созерцания» (Дзэн) в Японии. Источники: китайская философия школ Чань. Деление Чань на Северную и Южную ветви. «Сутра помоста шестого патриарха». «Записи бесед Линь-цзи». Начало Дзэн в Японии на рубеже XII-XIII вв. Школа Дарума, деятельность Дайнитибо: Но:нин (ум. в 1190-х гг.). Школа Риндзай, деятельность Эйсай (1141-1215). Критика учения Но:нин у Эйсай. Дзэн и миропонимание воинского сословия. «Трактат о распространении созерцания для защиты государства» («Ко:дзэн гококу-рон»). Единство Дзэн и «тайного учения» у Эйсай. «Записки о питии чая для продления жизни» («Кисса ё:дзё:-ки»).

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М., 2003.

 

Тема 37. Хо:нэн и школа Дзё:до

(2 часа)

Хо:нэн (1133-1212): ученические годы. Понятие «исключительного памятования о будде» (сэндзю нэмбуцу). Основание школы Дзё:до. «Послание на одном листе бумаги» («Исси ко:сё:соку»). «Собрание выдержек об избранном основном обете и памятовании о будде» («Сэнтяку хонган нэмбуцу-сю:»). «Главный смысл памятования о будде» («Нэмбуцу тайи»). Критика со стороны монахов школы Тэндай. Ответ Хо:нэн — «Послание в семи статьях» («Ситикадзё: кисёмон»). Критика со стороны монахов Нара. Дзё:кэй (1155-1213) и «Прошение храма Ко:фукудзи» о запрещении проповеди Хо:нэн («Ко:фукудзи со:дзё:»). Ссылка и возвращение Хо:нэн. «Проповедь на одном листе» («Итимай кисё:мон»). Ученики Хо:нэн.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Бухаев Ю.Г. Амидаизм в традиционной японской культуре. М., 1991.

 

Тема 38. До:гэн и школа Со:то:

(2 часа)

До:гэн (1200-1253): ученические годы. «Великое сомнение» (дайги). Учеба До:гэн в Китае. Единство подвижничества и просветления (сюсё: итто:). «Рассуждение о постижении Пути» («Бэндо:-ва»). Критика учений об «исконной просветленности» у До:гэн. «Сокровищница ока правильного Закона» («Сё:бо:гэндзо:») — состав и основные темы. «Общие наставления по правилам сидячего созерцания» («Фукан дзадзэн-ги»). «Проявление безначального изначального, присущего всему состояния» («Гэндзё: ко:ан»). «Бытие и время» («Ю:дзи»). «Четыре коня» («Симэ»). Другие наставления До:гэн.

Лит.: Догэн. Избранные произведения. Перевод, предисловие и комментарии А.Г. Фесюн.  М., 2002. Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М., 2003. Гарри И.Е. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна. М., 2003. Кеннет Дзию. Водой торгуя у реки: руководство по дзэнской практике. Пер. с англ. О.В. Стрельченко под ред. С.В. Пахомова. СПб., 2005.

 

Тема 39. Нитирэн и его школа

(2 часа)

Нитирэн (1222-1282): ученические годы. «Открытие учения» (кайкё:). Новое понимание «Лотосовой сутры». Замысел переустройства государства. «Рассуждение об установлении справедливости и спокойствия в стране» («Риссё: анкоку-рон»). Опровержение других учений: «ломать и опрокидывать» (сякубуку). Нитирэн в пору угрозы монгольского вторжения. Нитирэн о себе как «столпе Японии». Суд над Нитирэн. «Трактат об открывании глаз» («Каймоку-сё:»). «Трактат об истинно-почитаемом как средстве постижения сути бытия» («Кандзин хондзон-сё:»). «Три великих тайных дхармы» (сандай хихо:) по учению Нитирэн.

Лит.: Игнатович А.Н. Школа Нитирэн. М., 2002.

 

Тема 40. Синран и школа Дзё:-до-Син. Иппэн и школа Дзи.

(2 часа)

Синран (1173-1263): ученические годы. Образ жизни Синран и его последователей. Книга Синран «Учение, подвижничество, вера и свидетельство» («Кё:гё:синсё:») Новое понимание «памятования о будде» как благодарственной молитвы. «Однократное памятование» (итинэн), «искренняя вера» (синдзин) и «сила другого» (тарики). Стихотворения Синран в жанре васан. Изречения Синран у Юйэмбо: в «Избранных записях скорбящего об отступничестве» («Таннисё:»). Проповеди Иппэн (1234 или 1239 — 1289). «Памятование о будде в танце» (одори-нэмбуцу). «Картины с мудрецом Иппэн»Иппэн-хидзири-э») и другие жизнеописания Иппэн.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Бухаев Ю.Г. Амидаизм в традиционной японской культуре. М., 1991.

 

Тема 41. Первые школы синто:. Ватараи-синто:

(2 часа)

Запись устных наставлений жреческих родов в эпоху Камакура. «Трактат сияющего неба» («Ё:тэн-ки»). «Житие Ямато-химэ» («Ямато-химэ-но микото сэйки»). Школа Ватараи-синто:. Новое понимание прошлого и будущего японского государства у Китабатакэ Тикафуса (ум. 1354) в «Записках о правильной преемственности божественных государей» («Дзинно: сё:то:-ки»). Япония как «страна богов» (синкоку). Сочинение Ватараи Иэюки (ок. 1336-1392) «Разные сведения об исконном истоке богов Неба и Земли» («Руйдзю: дзинги хонгэн»).

Лит.: Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002. Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.

 

Тема 42. Развитие школ Дзэн в XIV в.

(2 часа)

Развитие учения школы Со:то: у Кэйдзан Дзё:кин (1268 или 1264 — 1325). «Записки о применении и сути сидячего созерцания» («Дзадзэн ё:дзинки») Рост влияния Дзэн при сёгунате Асикага. Дзэн для государства и для человека у Мусо: Со:сэки (1275-1351). «Беседы во сне» («Мутю: мондо:») и «Ночные беседы на Западной горе» («Сэйдзан ява»). История японского буддизма у Кокан Сирэн (1278-1346) в «Буддийских записях годов Гэнко:» («Гэнко: сякусё:»). Учение дзэн в «литературе пяти монастырей» (годзан бунгаку). Негосударственная традиция Дзэн. Деятельность Дайо:-кокуси (он же Нампо Дзё:мё:, 1235-1309), Дайто:-кокуси (он же Сю:хо: Мё:тё:, 1283-1338) и Кандзан Эгэн (1277-1360). Основание школы О:то:кан.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003. Годзан бунгаку. Поэзия дзэнских монастырей. Пер. с яп. А.М. Кабанова. СПб., 1999. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М., 2003. Мусо Сосэки. Беседы во сне. Пер.  комм. А.М. Кабанова / Буддизм в переводах. Вып. 1. СПб., 1992. С. 131-150.

 

Тема 43. Традиции Дзэн и «Чистой земли» в XV в. Иккю: Со:дзюн. Рэннё

(2 часа)

Государственная и негосударственная традиции Дзэн в XV в. Ученические годы и образ жизни Иккю: Со:дзюн (1394-1481). Стихотворения Иккю:, «Собрание безумного облака» («Кё:ун-сю:»). Единство разных буддийских учений в сочинении Иккю: «Голый Амитабха» («Амида хадака»). Жизнь и деятельность Рэннё. Развитие учения о «памятовании о будде» в посланиях Рэннё.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М., 1987. Штейнер Е.С. Дзэн-жизнь. Иккю и окрестности. СПб., 2006. Записи сказанного высокомудрым Рэннё (Рэннё сё:нин гоитидайки кикигаки). Пер. с яп. и прим. Ю.В. Климова / Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб, 1993. С. 282-298.

 

Тема 44. Учения синто: в XV вв. Ёсида-синто:

(2 часа)

Мыслители рода Урабэ (Ёсида) в XIV в. — Урабэ Кэнко: (1283-1350) и Дзихэн. «Записки от скуки» («Цурэдзурэ-гуса») Урабэ Кэнко:. Жизнь и деятельность Ёсида Канэтомо (1435-1511). Построение «Единственного божественного пути» («Юйицу синто:») как целостного учения. Сочинения Ёсида Канэтомо «Основное собрание законов и имен Единственного божественного пути» («Юйицу синто: мё:бо: ё:сю:») и «Сущность божественного пути» («Синто тайи»).  

Лит.: Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002. Кэнко-хоси. Записки от скуки / Классическая японская проза IX-XIV веков. Пер. со старояп. М., 1988. Бачурин А.С. Ёсида синто как одно из направлений средневекового синтоизма // Вопросы философии, 2004, № 11. С.156-176. Ёсида Канэтомо. Сущность божественного пути (синто: тайи) // Вопросы философии, 2004, № 11. С.177-180.

 

Тема 45. Эстетическая мысль XIII-XV вв.

(2 часа)

Развитие японской эстетической мысли, ее основные понятия. Становление японской драмы, ее мировоззренческие основы. Сочинение Дзэами Мотокиё (1363-1443) «Предание о цветке стиля» («Фуси кадэн»). Искусство садов и чайное действо, их истоки в различных философских традициях.

Лит.: Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля (Фуси кадэн), или Предание о цветке (Кадэнсё). Пер. со старояп., исслед. и комм. Н.Г.Анариной. М., 1989. Анарина Н.Г. Японский театр. М., 1984. Игнатович А.Н. Чайное действо. М., 1996.

 

Тема 46. «Христианский век» в Японии

(2 часа)

Начало проповеди христианства в Японии. Первые свидетельства европейцев о миросозерцании японцев. Споры между христианами и буддистами.

Лит.: Ермакова Л.М. Сокрытые сюжеты средневековой истории (Кюсю, Ватикан, Речь Посполитая) / Вести о Япан-острове в стародавней России. М., 2005. Мещеряков А.Н. Христианское  столетие  в  Японии:  проблема   культурного отторжения // Восток. 1993, № 5. С. 46-52. Япония глазами иезуитов / Книга японских обыкновений. Сост. А.Н. Мещеряков. М., 1999.

 

Тема 47. Конфуцианство в эпоху Эдо (часть 1)

(2 часа)

Источники эдоского конфуцианства: учение Чжу Си. «Школа Чжу Си» в Японии (Сюси-гакуха). Фудзивара Сэйка (1561-1619) — учения об «основе» (ри) и «сердце» (син). Переосмысление конфуцианских «пяти постоянств» Соединение чжусианства с синто: и Дзэн. Хаяси Радзан (1583-1657). Учение о природе человека. Установка на просвещение народа и правительства. Критика иных конфуцианских учений. Синто: в трактовке Хаяси Радзан. Ямага Соко: (1622-1685) о природе человека и задачах обучения.

Лит.: Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947. Нагата Хироси. История философской мысли Японии. М., 1991.

 

Тема 48. Конфуцианство в эпоху Эдо (часть 2)

(2 часа)

Школа Мито. «Разделение имен» (мэйбун) и переосмысление истории Японии. Парадоксы конфуцианства и основы «божественного пути» у Ямадзаки Ансай (1618-1682). Учение Ван Янмина и его последователи в Японии. Накаэ То:дзю (1608-1648) о познании мира как самопознании. Кумадзава Бандзан (1619-1691) — соединение синто: и конфуцианства. «Школа древней науки» (Когаку-ха), поиски первоначального конфуцианства. «Наука горожан». Учение Исида Байган.

Лит.: Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947. Нагата Хироси. История философской мысли Японии. М., 1991.

 

Тема 49. Человек и мир в эпоху Эдо (по памятникам изящной словесности XVII-XVIII вв.)

(2 часа)

Мировоззрение горожан Эдо (по памятникам изящной словесности). «Изменчивый мир» в новеллах Ихара Сайкаку (1642-1693). Драма эпохи Эдо, сочинения Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724). Поэзия XVII в. Сочинения Мацуо Басё (1644-1694).

Лит.: Ихара Сайкаку. Новеллы. М., 1984. Тикамацу Мондзаэмон. Драматические поэмы. Пер. Веры Марковой. М., 1968. Мацуо Басё. По тропинкам севера. Трехстишия. Сцепленные строфы (рэнку). Пер. В. Марковой, Н. Фельдман. СПб., 2007.

 

 

Раздел IV. Философия Японии XVIII-XXI вв.

 

Тема 50. Философская мысль в Японии XVIII-XIX вв.(обзор)

(2 часа)

Итоги развития японской философской мысли к середине эпохи Эдо. Вопрос о застое буддийской и конфуцианской мысли во второй половине эпохи Эдо. Построение целостного учения синто: в работах мыслителей «Школы национальных наук». Подготовка реставрации императорской власти. Преобразования эпохи Мэйдзи и их философское осмысление.

Лит.: Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М., 1989. Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. М., 1990. Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002. Нагата Хироси. История философской мысли Японии. М., 1991.

 

Тема 51. Буддийская философия в XVII-XVIII вв.

(2 часа)

Работа над изданием и комментированием буддийских текстов. Изложения учений всех школ. Дальнейшее развитие Дзэн у Такуан Со:хо: (1573-1645) и Банкэй Ётаку (1622-1693). Хакуин Экаку (1686-1768): новое истолкование учения и практики Дзэн. Сочинение Хакуин «Оратэгама». Стихотворения Хакуин. Развитие учений о чайном действе.

Лит.: Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003. Дикий плющ. Духовная автобиография дзэнского наставника Хакуина. СПб., 2001. Игнатович А.Н. Чайное действо. М., 1996.

 

(продолжение следует)

Сайт создан в системе uCoz