Учения о культуре в
Китае и Японии
Спецкурс Н.Н. Трубниковой
Часть I
Цель спецкурса — познакомить слушателей с теми разделами учений китайских и
японских мыслителей, где обсуждаются темы происхождения культуры, соотношения
культурного и природного, место культуры в мироздании, её значение для общества
и государства.
Задачи первой части спецкурса — рассмотреть учения Конфуция, Мэн-цзы, Сюнь-цзы,
Лао-цзы, Чжуан-цзы, Памятники ученой прозы и исторической мысли Древнего Китая,
труды философов эпохи Хань, рассуждения об «изящном слове» и о «питании жизни»,
сочинения буддийских мыслителей Китая, а также обсудить опыт первоначального
усвоения и осмысления этих учений в Японии (в IX–XII вв.)
В рамках спецкурса разбираются памятники китайской и
японской мысли, задаётся их историко-культурный контекст, обсуждаются подходы к
изучению «философии культуры стран Востока» в работах современных
исследователей.
Отчетность по курсу предусмотрена в виде самостоятельных письменных работ.
Спецкурс рассчитан на 12 лекций по 2 часа и 4 семинарских
занятия по 2 часа.
Лекция 1. Введение.
Возможные подходы к вычленению темы «культуры» при
исследовании сочинений китайских и японских мыслителей. Движение «от предмета»
и «от понятия». Возможные аналоги понятия «культура» в словаре понятий
китайской мысли.
Понятие вэнь.
«Узоры» вэнь в мироздании и в делах
людей. Вэнь как «всякая осмысленная
упорядоченность» (по А.И. Кобзеву) Противопоставления вэнь – чжи («внешнее оформление» – «внутреннее содержание»), вэнь – пу («украшенное» – «простое»), вэнь – е («культурное» – «дикое»), вэнь – у («гражданское» – «военное»).
«Просвещение», вэньмин, и «культура»,
вэньхуа.
Литература (ко всему курсу):
Гране М. Китайская мысль. М., 2004.
Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. I. Философия. М., 2006.
Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. III. Литература, язык, письменность. М., 2008.
Жюльен Ф. Путь к цели: в обход и напрямик. Стратегии смысла в Китае и Греции. М.,
2001.
Кравцова М.Е. Поэзия древнего
Китая. М.,
1994.
Ткаченко Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник. М., 1999.
Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб., 1998.
Лекция 2. Вэнь
в «Беседах и суждениях» и в пяти книгах конфуцианского канона.
Конфуций (552 или 551–479 до н.э.) о себе как носителе вэнь. Различные контексты упоминания вэнь в «Беседах и суждениях» («Лунь юй»). Конфуций о «книжнике»,
«дикаре» и «благородном муже». Обретение друзей благодаря вэнь.
Вэнь в пяти книгах конфуцианского канона. Вэнь-ван и У-ван в «Книге песен» («Ши цзин»). «Небесные письмена» и «людские
знаки» в «Книге перемен» («И цзин»,
раздел «Туань чжуань»).
Источники и литература:
И Цзин. «Книга перемен» и ее канонические комментарии.
Перевод с китайского, предисловия и примечания В.М.Яковлева. М., 1998.
Переломов Л. С. Конфуций. Лунь юй. Исследование, перевод с китайского, комментарии. М.,
1998
Шицзин. Книга песен и гимнов. Пер. с китайского
А.А.Штукина. М.,1987.
Лекция 3. Вэнь
по «Цзо-чжуань», «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы».
«Цзо-чжуань» (V–III вв. до н.э.) об искусстве непрямого высказывания.
Мэн-цзы (372–289 до н.э.) о просвещённом правителе.
Учение Сюнь-цзы (313–238 до н.э.) как «философия
культуры» (по Фэн Юланю). Сюнь-цзы об обучении и воспитании государственного
мужа. Каноны как источник знаний о Небе и Земле по Сюнь-цзы.
Источники и литература:
Конфуциева летопись Чуньцю («Весны и осени»). Перевод и
примечания Н.И.Монастырева. Исследования Д.В.Деопика и А.М.Карапетьянца. М.,
1999 (1876).
Мэн-цзы. Предисловия Л.Н.Меньшикова. Перевод с китайского, указатели
В.С.Колоколова. СПб., 1999.
Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1977.
Лекция 4. Вэнь
в «Дао-дэ-цзин», «Чжуан-цзы» и «Ле-цзы».
Возвращение к первоначальной простоте по учению Лао-цзы
(трад. VII–VI вв. до н.э.). Мнимые и истинные знатоки своего дела по Чжуан-цзы (ок. 369
– ок. 286 до н.э.). Уязвимость «узорного», изящного по сравнению с грубым и
безобразным.
Вэнь и чжи по «Ле-цзы». Рассказ о
Конфуции, Янь Юане и обучении искусству лодочника. Рассказ о Ле-цзы, его
учителе и колдуне. Мудрый свободен в выборе «узоров», которые он на себя
наносит.
Источники и литература:
Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Перевод
Л.Д.Позднеевой. СПб., 1994.
Торчинов Е.А. Даосизм: опыт религиозно-философского описания. СПб., 1993.
Лекция 5. Вэнь
в «Люйши чуньцю» и в «Хуайнань-цзы».
«Небесные» и «людские» письмена в учёной прозе Древнего
Китая.
«Вёсны и осени Люй Бувэя» («Люйши чуньцю», ок. 240 г. до
н.э.): опыт построения свода целостного знания. Соответствие между событиями в
природе, действиями правителя и занятиями людей. Человеческие чувства и тяга к «вещам»
(у); подчинение желаниям и
сдерживание их.
«Мудрецы из Хуайнани» («Хуайнань-цзы», II–I вв. до н.э.). Соответствие «небесного узора», «образов земли» и действий
правителя.
Источники и литература:
Люйши чуньцю. Вёсны и осени господина Люя. Лао-цзы.
Дао дэ цзин. Трактат о пути и доблести. Перевод с китайского, примечания и
словарь Г.А. Ткаченко. М., 2001.
Померанцева Л.Е.
Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнаньцзы» – II в. до н.э.). М., 1979.
Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М., 1990.
Философы из Хуайнани. Пер. с кит. Л.Е. Померанцевой. М.,
2004.
Лекция 6. Вэнь у
Сыма Цяня.
Сыма Цянь (145–86 до н.э.) о задачах историка.
Исторический подход к проблеме развития культуры в Китае.
Книжники, поэты, знатоки своего дела в биографиях из
«Исторических записок» («Ши цзи»).
Источники и литература:
Сыма Цянь.
Ответ Жэнь Шао-цину / Китайская классическая проза в
переводах академика В.М.Алексеева. М., 1959. С. 79–87.
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши
цзи). Пер. Р.В.Вяткина, В.С. Таскина, комментарии Р.В.Вяткина и А.Р.Вяткина. Т.
I – М., 1972, Т. II – М., 1975 (тт. I-II содержат гл. 1-12), Т. III – М., 1984 (гл. 13-22), Т.
IV – М., 1986 (гл. 23-30), Т. V – М., 1987 (гл. 31-40), Т.
VI – М., 1992 (гл. 41-60), Т. VII – М., 1996 (гл. 61-85), Т.
VIII – М. 2002 (гл. 86-110).
Лекция 7. Учёность и учёные в китайской мысли эпохи Хань.
Задачи и свойства служилого грамотея. Учёность и
добродетель. Честная служба и отшельничество.
Смена эпох и выбор благородного человека в разные
времена.
Чиновники, «знатоки людей» и вольные мудрецы в
биографических текстах эпохи Хань.
Источники и литература:
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
Малявин В.В. Империя ученых. М., 2007.
Лекция 8. Вэнь в
рассуждениях о поэтическом слове.
Учения о поэтическом слове. «Рассуждение о словесных
искусствах» («Дянь лунь лунь вэнь») Цао Пи (187–226). «Ода изящному слову»
(«Вэнь фу») Лу Цзи (261–303). «Дракон, изваянный в сердцевине письмен» («Вэнь
синь дяо лун», рубеж V–VI
вв.) «Литературный изборник» («Вэнь сюань», 527 г.).
Место вэнь в
мироздании. Происхождение и природа словесного творчества. Разновидности
искусного слова и подходы к его оценке. Значение вэнь для общества и государства.
Источники и литература:
Голыгина К.И. Определение изящной словесности — вэнь в средневековой китайской теории
литературы / Историко-филологические исследования. М., 1974.
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979.
Лу цзи. Ода изящному слову (Вэнь фу) / Алексеев
В.М. Китайская литература. Избранные труды. М., 1978. С. 259–269.
Лю Се. Дракон, изваянный в сердце словес. Пер. И.С. Лисевича / Проблемы типологии
средневековых литератур Востока. М., 1991.
Лекция 9. Соотношение культурного и природного по учению
о «питании жизни».
Поиски «простоты», пу.
Уход от деятельной жизни среди людей ради обретения долголетия.
Искусство продления жизни. Само-преобразование человека.
Применение чудесных снадобий и общение с чудесными существами.
Источники и литература:
Гэ Хун. Баопу-цзы. Перевод с
китайского, комментарии, предисловие Е.А. Торчинова. СПб, 1999.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 1998.
Лекция 10. Подходы к осмыслению культуры в буддийской
мысли Китая.
Условность противопоставления «культурного» и
«природного» по буддийскому учению. Происхождение человеческой культуры и ее
упадок по буддийскому учению о смене эпох.
Переосмысление задач буддийской проповеди в Китае.
Китайские буддийские мыслители о само-преобразовании
подвижника. «Прекращение неведения и постижение сути» по Чжии.
Цзунми о «началах человека» и соразмерных им учениях.
Источники и литература:
Сокращенное разъяснение Врат сути шаматха-випашьяна
в сосредоточении сидя. Пер. А.Г. Фесюна / Тантрический буддизм. М.,
2003. Вып. 2. С. 310-386.
Цзун-ми. Трактат о началах человека. Пер. Е.А. Торчинова /
Философия китайского буддизма. СПб., 2001. С. 163–194.
Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.
Лекция 11.Усвоение китайских учений в Японии. «Санго
сиики».
Заимствование материковых образцов в Японии VII–VIII вв.
«Три учения указывают и направляют» («Санго сиики», 797 г., автор — Кукай,
774–835). Различия в понимании учёности между конфуцианскими, даосскими и
буддийскими книгами. Распределение задач между тремя учениями.
Сайтё (767–822) и Кукай о месте служилого монаха в
обществе и государстве.
Источники и литература:
Ку:кай (Ко:бо:-дайси).
Три учения указывают и направляют (Санго: сиики). Перевод со старояпонского,
комментарий и исследование Н.Н. Трубниковой. М., 2005.
Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.
Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1992.
Игнатович А.Н. Буддийская философия
периода Хэйан / Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998. С.
96–195.
Лекция 12. Японские мыслители о смене эпох.
Рассуждения о наступившем «последнем веке». Задачи и
возможности человека в дурные времена.
Источники и литература:
Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Выпуск XXIV. Япония в эпоху Хэйан (794–1185). Составление, введение, перевод с
древнеяпонского и комментарии М.В. Грачева. М., 2009.
Трубникова Н.Н.,
Бачурин А.С. История религий Японии. IX-XII вв. М., 2009.
Продолжение следует
Семинарские занятия отводятся для обсуждения
самостоятельных работ слушателей.
В качестве самостоятельной работы слушатели могут
подготовить:
1) Реферат одного из исследований, относящихся к тематике
курса (на русском языке или на европейских языках).
2) Разбор одного из памятников китайской или японской
литературы (по русскому переводу).
Выбор темы — по согласованию с преподавателем.
Объем самостоятельной работы — от 10.000 до 12.000 знаков
(с пробелами). Работу следует прислать в электронном виде по адресу trubnikovann@yandex.ru.
Все работы проверяются по системе «анти-плагиата»;
тексты, дословно скопированные из печатных изданий или с сайтов Интернета, не
засчитываются.