К лекции 2: «Исторический
Будда» Шакьямуни
Здесь и в дальнейшем Будда с заглавной буквы относится к «историческому» Будде Шакьямуни. «Историческим» его мы будем назвать не в смысле современной науки, а в том, который известен из самих буддийских источников (в частности, китайских). Следует помнить, что понятие «будда» может относиться далеко не только к Шакьямуни: в таких контекстах мы пишем это слово со строчной буквы: будда.
Время
жизни «исторического Будды»:
1) «Ранняя» датировка (так называемая «южная» палийская версия) — ок. 624-554 до н.э.
2)
Наиболее распространенная традиционная датировка — ок. 560-480 до н.э. Эти даты
можно встретить в большинстве популярных книг по буддизму. Будда в этом случае
оказывается современником Конфуция в Китае и Семи мудрецов в Древней Греции.
3)
Современная научная датировка — ок. 480-400 до н.э. Будда оказывается
современником Сократа.
Основные
источники жизнеописания «исторического Будды»:
«Махапариниббана-сутта»
(«Сутра об уходе в великую нирвану»), на языке пали, II-I вв. до н.э., входит в
«сутта-питаку» («корзину сутр»). Содержит рассказ о последней проповеди
Шакьямуни и его уходе в нирвану. Почиталась и в хинаяне («малой колеснице» буддизма),
и в махаяне («великой колеснице»). Существуют различные версии этой сутры, в
том числе санскритская («Махапаринирвана-сутра») и китайская («Дай
нэпань-цзин»).
«Махападана-сутта» («Сутра
великой легенды»), входит в «сутта-питаку», известна на языке пали.
Рассказывает о будде прошлой мировой эпохи, носившем имя Випашьин; его
жизненный путь в основном проходит через те же события, что и путь Шакьямуни.
«Махавагга», начало
«Виная-питаки» («корзины устава»), на языке пали. История буддийской общины времен
ее возникновения.
Другие тексты палийского канона в их «рамочных» частях (вступлениях,
заключениях) часто сообщают об обстоятельствах произнесения той или иной
проповеди; эти сообщения также можно считать источником к жизнеописанию будды
Шакьямуни.
«Ниданакатха», введение в
сборнику джатак, рассказов о прежних
перерождениях будды и его учеников), создано предположительно в V в.
н.э. комментатором палийского канона Буддагхошей.
«Лалитавистара» («Подробный
рассказ о веселье Будды») – на санскрите, текст составлен ок. II-III в.
н.э., особенно почиталась в махаяне («великой колеснице» буддизма). Повествует
о рождении, детстве и других событиях земной жизни Шакьямуни. Переводился на
китайский язык, стал основой большинства позднейших жизнеописаний Будды.
«Абхинишкрамана-сутра»,
«Сутра о великом уходе», на санскрите, сохранилась только в китайском и
тибетском переводах.
«Махавасту» (введение к
санскритскому сборнику джатак).
«Буддхачарита» («Жизнь
Будды»), II в. н.э., поэма Ашвагхоши (ок. 80-150).
События
жизни «исторического Будды» Шакьямуни:
1.
Сошествие
Бодхисаттвы (Того, Чья Сущность — Просветление) c неба Тушита на землю: на
материк Джамбудвипа, в страну племени шкаьев, в город Капилавасту, в семью царя
шакьев Шуддходаны Гаутамы и его супруги Майи;
2.
Вступление
Бодхисаттвы во чрево Майи, царицы племени шакьев, в облике белого слона;
3.
Чудесное
рождение Бодхисаттвы из бока матери, смерть Майи, наречение царевича именем
Сиддхартха, предсказание отшельника Аситы: ребенок станет либо властителем
мира, либо Просветленным;
4.
Юность,
раскрытие чудесных способностей, медитация под деревом Джамбу;
5.
Состязание
за невесту, соперничество с Девадаттой, женитьба;
6.
Рождение
сына Сиддхартхи Гаутамы — Рахулы. Четыре встречи: старик, больной, покойник,
отшельник. Уход из дому, прощание с конем и с возничим, срезание волом, встреча
с охотником и обмен с ним одеждой;
7.
Аскеза,
учеба у Арады Каламы и Удраки Рамапутры, освоение йоги, появление первых
учеников у самого Шакьямуни; истощение, явление Майи, отказ от самоистязаний,
уход разочарованных учеников;
8.
Вступление
под дерево бодхи;
9.
Борьба
с искусителем-Марой;
10.
Просветление
(Бодхи), решение проповедовать учение;
11.
Приведение
в движение Колеса Закона (Дхармачакра) в Оленьей роще (Ришипатана) в Варанаси
(Бенаресе), возвращение учеников;
12.
Уход
в нирвану.
Собственно
проповедь Будды, длившаяся несколько десятилетий, в эту схему не входит (эти
события должны были бы располагаться между пунктами 11 и 12). Об уходе в
нирвану более подробно рассказывает «Сутра об уходе в великую нирвану».
Будда
Шакьямуни и его современники. «Шесть лжеучителей»:
Эпоха
Будды Шакьямуни в Индии — это эпоха так называемых шраман, странствующих
проповедников, предлагавших своим слушателям различные учения о мире, о
человеке и об освобождении, не основанные на авторитете Вед.
«Сутра
о плодах подвижничества» («Саманнапхала-сутта») из палийского канона содержит
сведения о некоторых наиболее знаменитых шраманских мыслителях. Их называют
«Шестью лжеучителями» времен Будды Шакьямуни.
1.
Аджита
Кесакамбала. Представляет «учение о разрушении» (уччхеда-вада): человеческое существо, составленное из пяти
первоначал (Земля, Вода, Огонь, Ветер, Пространство), после смерти распадается,
сливаясь с миром.
2.
Пурана
Кассапа. Отрицал участие «деятеля» в событиях, происходящих мире (акарака-вада).
3.
Пакуддха
Каччаяна. Учил о «вечности» (сассата-вада)
мира, составленного из семи первоначал (Земля, Вода, Огонь, Ветер, радость,
страдание, радость и страдание вместе).
4.
Маккхали
Госала. Развивал учение адживики,
призывал к особому образу жизни (аджива)
и опирался на представление об изначальной заданности и «случайности» всех
событий: «нет ни чужого, ни собственного действия».
5.
Санджая
Белатхипутта. Признавал, что «ничего не знает». Отказывался отвечать на вопросы
об устройстве мира и т.п., в спорах получил славу «скользкого угря».
6.
Джина
Махавира. Основатель джайнизма. Рассуждения об устройстве мира и о ценности
человеческого действия возможны, но в модальности «съяд», «некоторым образом», «как бы» (съяд-вада).
См. Шохин
В.К. Первые философы Индии. М., 1997
Основные понятия буддийского учения, связываемые с первой проповедью Будды Шакьямуни:
Четыре
«благородные истины»: (санскр. арья-сатьяни,
пали арийя-сачча)
1.
Есть
страдание (дуккха);
2.
Есть
причина страдания (самудайя);
3.
Есть
прекращение действия причины страдания (ниродха)
4.
Есть
путь к прекращению действия причины страдания (марга)
«Восьмеричный
путь» (санскр. астангика-марга,
пали аттхангика-магга): 1. Правильное
воззрение; 2. Правильное размышление; 3. Правильная речь; 4. Правильное
поведение; 5. Правильный образ жизни; 6. Правильное приложение сил; 7.
Правильная память; 8. Правильное сосредоточение.
«Двенадцать
звеньев» причинно-следственной зависимости (пратитья-самутпада):
…→ 1. Незнание (санскр. авидья) → 2. Творящие силы (самскара) → 3. Сознание (виджняна) → 4. Имя и форма (намарупа) → 5. Шесть опор чувств (шадаятана) → 6. Соприкосновение (спарша) → 7. Ощущение (ведана) → 8. Жажда (тришна) → 9. Схватвание (упадана) → 10. Бытие (бхава) → 11 Рождение (джати) → 12. Старость и смерть (джарамарана) → 1. →2. →3…