К лекции 2: «Исторический Будда» Шакьямуни

 

Здесь и в дальнейшем Будда с заглавной буквы относится к «историческому» Будде Шакьямуни. «Историческим» его мы будем назвать не в смысле современной науки, а в том, который известен из самих буддийских источников (в частности, китайских). Следует помнить, что понятие «будда» может относиться далеко не только к Шакьямуни: в таких контекстах мы пишем это слово со строчной буквы: будда.

 

Время жизни «исторического Будды»:

 

1) «Ранняя» датировка (так называемая «южная» палийская версия) — ок. 624-554 до н.э.

2) Наиболее распространенная традиционная датировка — ок. 560-480 до н.э. Эти даты можно встретить в большинстве популярных книг по буддизму. Будда в этом случае оказывается современником Конфуция в Китае и Семи мудрецов в Древней Греции.

3) Современная научная датировка — ок. 480-400 до н.э. Будда оказывается современником Сократа.

 

 

Основные источники жизнеописания «исторического Будды»:

 

«Махапариниббана-сутта» («Сутра об уходе в великую нирвану»), на языке пали, II-I вв. до н.э., входит в «сутта-питаку» («корзину сутр»). Содержит рассказ о последней проповеди Шакьямуни и его уходе в нирвану. Почиталась и в хинаяне («малой колеснице» буддизма), и в махаяне («великой колеснице»). Существуют различные версии этой сутры, в том числе санскритская («Махапаринирвана-сутра») и китайская («Дай нэпань-цзин»).

«Махападана-сутта» («Сутра великой легенды»), входит в «сутта-питаку», известна на языке пали. Рассказывает о будде прошлой мировой эпохи, носившем имя Випашьин; его жизненный путь в основном проходит через те же события, что и путь Шакьямуни.

«Махавагга», начало «Виная-питаки» («корзины устава»), на языке пали. История буддийской общины времен ее возникновения.

 

Другие тексты палийского канона в их «рамочных» частях (вступлениях, заключениях) часто сообщают об обстоятельствах произнесения той или иной проповеди; эти сообщения также можно считать источником к жизнеописанию будды Шакьямуни.

 

«Ниданакатха», введение в сборнику джатак, рассказов о прежних перерождениях будды и его учеников), создано предположительно в V в. н.э. комментатором палийского канона Буддагхошей.

«Лалитавистара» («Подробный рассказ о веселье Будды») – на санскрите, текст составлен ок. II-III в. н.э., особенно почиталась в махаяне («великой колеснице» буддизма). Повествует о рождении, детстве и других событиях земной жизни Шакьямуни. Переводился на китайский язык, стал основой большинства позднейших жизнеописаний Будды.

«Абхинишкрамана-сутра», «Сутра о великом уходе», на санскрите, сохранилась только в китайском и тибетском переводах.

«Махавасту» (введение к санскритскому сборнику джатак).

«Буддхачарита» («Жизнь Будды»), II в. н.э., поэма Ашвагхоши (ок. 80-150).

 

 

События жизни «исторического Будды» Шакьямуни: 

1.      Сошествие Бодхисаттвы (Того, Чья Сущность — Просветление) c неба Тушита на землю: на материк Джамбудвипа, в страну племени шкаьев, в город Капилавасту, в семью царя шакьев Шуддходаны Гаутамы и его супруги Майи;

2.      Вступление Бодхисаттвы во чрево Майи, царицы племени шакьев, в облике белого слона;

3.      Чудесное рождение Бодхисаттвы из бока матери, смерть Майи, наречение царевича именем Сиддхартха, предсказание отшельника Аситы: ребенок станет либо властителем мира, либо Просветленным;

4.      Юность, раскрытие чудесных способностей, медитация под деревом Джамбу;

5.      Состязание за невесту, соперничество с Девадаттой, женитьба;

6.      Рождение сына Сиддхартхи Гаутамы — Рахулы. Четыре встречи: старик, больной, покойник, отшельник. Уход из дому, прощание с конем и с возничим, срезание волом, встреча с охотником и обмен с ним одеждой;

7.      Аскеза, учеба у Арады Каламы и Удраки Рамапутры, освоение йоги, появление первых учеников у самого Шакьямуни; истощение, явление Майи, отказ от самоистязаний, уход разочарованных учеников;

8.      Вступление под дерево бодхи;

9.      Борьба с искусителем-Марой;

10.  Просветление (Бодхи), решение проповедовать учение;

11.  Приведение в движение Колеса Закона (Дхармачакра) в Оленьей роще (Ришипатана) в Варанаси (Бенаресе), возвращение учеников;

12.  Уход в нирвану.

 

Собственно проповедь Будды, длившаяся несколько десятилетий, в эту схему не входит (эти события должны были бы располагаться между пунктами 11 и 12). Об уходе в нирвану более подробно рассказывает «Сутра об уходе в великую нирвану».

 

 

Будда Шакьямуни и его современники. «Шесть лжеучителей»:

 

Эпоха Будды Шакьямуни в Индии — это эпоха так называемых шраман, странствующих проповедников, предлагавших своим слушателям различные учения о мире, о человеке и об освобождении, не основанные на авторитете Вед.

«Сутра о плодах подвижничества» («Саманнапхала-сутта») из палийского канона содержит сведения о некоторых наиболее знаменитых шраманских мыслителях. Их называют «Шестью лжеучителями» времен Будды Шакьямуни.

 

1.      Аджита Кесакамбала. Представляет «учение о разрушении» (уччхеда-вада): человеческое существо, составленное из пяти первоначал (Земля, Вода, Огонь, Ветер, Пространство), после смерти распадается, сливаясь с миром.

2.      Пурана Кассапа. Отрицал участие «деятеля» в событиях, происходящих  мире (акарака-вада).

3.      Пакуддха Каччаяна. Учил о «вечности» (сассата-вада) мира, составленного из семи первоначал (Земля, Вода, Огонь, Ветер, радость, страдание, радость и страдание вместе).

4.      Маккхали Госала. Развивал учение адживики, призывал к особому образу жизни (аджива) и опирался на представление об изначальной заданности и «случайности» всех событий: «нет ни чужого, ни собственного действия».

5.      Санджая Белатхипутта. Признавал, что «ничего не знает». Отказывался отвечать на вопросы об устройстве мира и т.п., в спорах получил славу «скользкого угря».

6.      Джина Махавира. Основатель джайнизма. Рассуждения об устройстве мира и о ценности человеческого действия возможны, но в модальности «съяд», «некоторым образом», «как бы» (съяд-вада).

 

См. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997

 

Основные понятия буддийского учения, связываемые с первой проповедью Будды Шакьямуни:

 

Четыре «благородные истины»: (санскр. арья-сатьяни, пали арийя-сачча)

1.      Есть страдание (дуккха);

2.      Есть причина страдания (самудайя);

3.      Есть прекращение действия причины страдания (ниродха)

4.      Есть путь к прекращению действия причины страдания (марга)

 

«Восьмеричный путь» (санскр. астангика-марга, пали аттхангика-магга): 1. Правильное воззрение; 2. Правильное размышление; 3. Правильная речь; 4. Правильное поведение; 5. Правильный образ жизни; 6. Правильное приложение сил; 7. Правильная память; 8. Правильное сосредоточение.

 

«Двенадцать звеньев» причинно-следственной зависимости (пратитья-самутпада):

…→ 1. Незнание (санскр. авидья) → 2. Творящие силы (самскара) → 3. Сознание (виджняна) → 4. Имя и форма (намарупа) → 5. Шесть опор чувств (шадаятана) → 6. Соприкосновение (спарша) → 7. Ощущение (ведана) →  8. Жажда (тришна) → 9. Схватвание (упадана) → 10. Бытие (бхава) → 11 Рождение (джати) → 12. Старость и смерть (джарамарана) → 1. →2. →3…

 

 

Сайт создан в системе uCoz