Буддизм в культурах народов Азии

 

Составитель — Н.Н. Трубникова

2009 г.

 

Цель курса: Изучение основных черт буддизма как мировой религии, знакомство с особенностями буддизма в различных регионах Азии, разбор примеров взаимодействия между буддизмом и культурами народов Индии, Тибета, Китая, Японии, а также других стран. 

Задачи курса: В лекциях даются обзор буддизма в целом и краткий очерк истории его распространения по странам Азии, указываются различия между школами буддизма. Далее обсуждаются: буддийский обряд, круг почитаемых существ, состав буддийского канона, важнейшие положения буддийского учения, устройство буддийской общины. Все обсуждаемые предметы берутся в их связи с государственным и общественным устройством стран буддийского мира, с изящной словесностью, изобразительным искусством и бытом. В самостоятельных работах слушатели могут разобрать одну из подобных тем применительно к одной из стран Азии. 

Требования к освоению курса: Слушатели должны усвоить важнейшие понятия буддологиической науки, уяснить себе общие черты буддизма и различия между его основными направлениями. В самостоятельной письменной работе слушатель составляет обзор по теме: буддизм в культуре одного из народов Азии (по выбору). Отчетность по курсу — самостоятельная письменная работа или устный ответ на зачете.

Объем курса – 24 часа, 12 лекций по 2 часа.

 

Краткое содержание лекций:

Лекция 1. Буддизм как мировая религия. Общее описание

Предмет почитания: «Три Сокровища» — Будда, его Учение и Община. Зарождение буддизма и его распространение по миру. Главные цели: освобождение как выход за пределы обыденной действительности или как способ существования внутри нее. 

Будда Шакьямуни и другие будды. Круг почитаемых существ.

Главные установки буддийского учения. «Четыре благородные истины»: о страдании, причине страдания, освобождении от страдания и пути к освобождению. Учение о взаимозависимом возникновении. Воздаяние за деяния. Отрицание «самости».

Монахи и миряне в буддийской общине.

Буддийский храм как место соединения «Трех Сокровищ». Основные виды храмов. Буддийский обряд. Повторяющиеся обряды и обряды для особых случаев. Буддийское подвижничество.

Буддизм и другие мировые религии: черты сходства и различия.

Лекция 2. Направления, традиции и школы буддизма

Краткий обзор истории буддизма. Вопрос о датировке ранних буддийских источников. Становление буддийского учения в Индии. Школы индийского буддизма. Начало распространения буддизма за пределы Индии.

«Махаянский поворот» в I-II вв. н.э. Основные различия между тхеравадой и махаяной.

Буддийские «таинства». Соотношение махаяны и ваджраяны.

Взаимодействие буддизма и других религий в странах Азии. Буддизм и индуизм. Буддизм и религии Китая. Буддизм и синтоизм в Японии. Буддизм и религии Тибета. Проблема религиозного синкретизма в странах буддийского мира.

Понятия «направлений», «традиций» и «школ» буддизма.

Буддизм в странах Индокитая. Буддизм в Китае, Корее и Японии. Буддизм в Тибете и Монголии. Буддизм у народов России. Школы и направления буддизма в этих странах.

Лекция 3. Буддийская картина мира

Буддийская космология и ее соотношение с учениями об устройстве сознания и о подвижничестве. Места возможного перерождения: «шесть путей». Гора Сумеру и четыре материка. Различные уровни «небес». «Чистые земли»: страны, где возрождаются почитатели того или иного будды или бодхисаттвы. Отождествление различных местностей на земле с «Чистыми землями».

Возникновение, становление, упадок и разрушение мироздания. «Три века» буддийского учения. Различные проповеди для разных эпох. Прежние и будущие миры.

Соотнесение буддийских почитаемых существ с божествами и иными чтимыми существами в разных странах.

Лекция 4. Будды, бодхсаттвы и другие почитаемые существа

«Исторический Будда» Шакьямуни, вселенский будда Махавайрочана, будда Амитабха и его страна Высшей Радости, будда-целитель Бхайшаджьягуру, будущий будда Майтрейя. Почитание чудотворных останков земного тела будды, «шарира» (сяри).

Бодхисаттвы: Авалокитешвара, Внимающий Звукам Мира; Махастхамапрапта, Обретший Великие Силы; мать будд Праджня-парамита; Акашагарбха, Чрево Пустого Неба; Кшитигарбха, Чрево Земли; Самантабхадра, Всеобъемлющая Мудрость; Манджушри и другие.

Почитание учеников Будды Шакьямуни. Почитание буддийских наставников разных стран.

Обитатели разных областей мироздания. «Небесные государи», защитники Учения и Общины. «Светлые государи», помощники при обряде. Божества индийского происхождения, покровители отдельных видов общинной деятельности. Включение различных богов в круг существ, почитаемых в буддизме.

Лекция 5. Изображения почитаемых существ

Храмовая скульптура. Статуи вне храмов. Рисованные изображения. Обереги, связанные с различными почитаемыми существами.

Разновидности мандалы — группового изображения почитаемых существ. Способы построения мандал и их созерцания. Мандалы для «тайных» обрядов. Мандалы «Лотосовой сутры». Мандалы «Чистой земли». Мандалы храмов-святилищ.

Символика буддийских изображений. Черты лиц и тел, жесты рук, предметы, ездовые животные и др.

Лекция 6. Буддийский канон

История составления буддийского канона. Монашеские «соборы».

Состав буддийского канона. «Три хранилища»: собрания сутр (проповедей Будды), уставов (правил общинной жизни) и трактатов (рассуждений по различным вопросам учения). Разные версии канона. Палийский, китайский и тибетский каноны. Проблема буддийских «апокрифов».

Наиболее почитаемые сутры махаяны. Сутры «Праджня-парамиты», «Лотосовая сутра», «Сутра о нирване», «Три сутры об Амитабхе» и другие.

Переписывание сутр как благое деяние. Рукописные и печатные издания канона. Организация работы переписчиков. Способы оформления рукописей. Чтение сутр как обряд. Диспуты по сутрам.

Лекция 7. Буддийская ученая словесность как часть канона

Устная традиция наставничества и записи наставлений.

Жанры ученой словесности: толкования к сутрам, трактаты, руководства к подвижническим упражнениям, руководства к обрядам, толковые словари и др.

Способы работы с источником в буддийской ученой словесности.

Важнейшие сочинения буддийских мыслителей разных стран. Изложения учений буддийских школ. Обзорные сочинения, сопоставляющие разные школы.

Различные жанры буддийской словесности в разных странах.

Лекция 8. Буддизм и мирская словесность

Возможных подход к каноническим текстам как к литературным памятникам. Поэтические отрывки в сутрах. Тексты сутр как сюжетные повествования.

Буддизм и летописание. Буддийские исторические сочинения. Буддийская поэзия. Буддийские мотивы в мирской поэзии.

Буддийские притчи и предания. Сборники преданий о знаменитых подвижниках, о воздаянии за благие и дурные дела, о чудесах и др.

Буддизм и сюжетная проза. Буддизм и драма. Памятники изящной словесности разных стран как источники для изучения буддизма.

Деятельность писателя или поэта как путь к освобождению.

Лекция 9. Устройство буддийской общины

Устройство монашеской общины. Различные обозначения монахов, монахинь, послушников, послушниц. Монашество как «уход из дому», разрыв связей с семьей, выход из мирских общественных рамок. Монашеские имена. 

Монашеские уставы. Различные виды заповедей. Посвящения. Обеты.

Органы управления общиной. Особенности общин разных стран и разных школ. Вопрос о допустимых вольностях в соблюдении уставов и заповедей.

Правовое положение монахов в разных государствах. Опыты по созданию государственной монашеской общины.

Вопрос о принадлежности мирян к буддийской общине. Подношения «Трем Сокровищам». Заказы на обряды. Обучение у наставников-монахов. Обряды, проводимые в основном мирянами. Принятие монашества без окончательного «ухода из дому».

Пожертвования храмам от мирян: продовольствием, одеждой и утварью, земельными участками. Храмовые хозяйства. Миряне, приписанные к храмовым хозяйствам, и миряне на службе у храмов. Покровительство храмов различным мирским сообществам: ремесленникам, морякам и др.

Буддийские праздники. Паломничества к буддийским святыням.

Лекция 10. Буддийское образование

Особенности обучения в разных школах. Умения читать тексты и толковать их. Отношения между учеником и наставником. Порядок испытания учеников.

Посвящение в монахи по уставу. Посвящения в разных школах. Особые посвящения для определенных обрядов. Посвящения мирян. Многоступенчатые посвящения. Вручение права быть наставником. Признание подвижника просветленным.

Представления о чистоте и скверне. Навыки сосредоточения. Единство чудотворца с почитаемым существом, к которому обращен обряд. Представления об источнике чудесных сил у монаха. Испытания и состязания чудотворцев.

Требования к подготовке монаха в государственных буддийских общинах.

Лекция 11. Быт буддийской общины

Пища. «Постные трапезы». Допустимые для монаха источники пропитания. Монашеские облачения. Уход за телом. Жилища монахов. Обиходная и обрядовая утварь в келье монаха. Снаряжение монаха-странника. Средства передвижения. Обращение с животными: домашними и дикими. Распорядок дня в некоторых храмовых общинах. Развлечения монахов. Неуставные монашеские сообщества. Общение монаха с родичами-мирянами. Монах в качестве главы семьи. Общение монаха с другими мирянами.

Монахи-воины. Охрана храмовых хозяйств. Организация храмовых войск. Участие монахов в войнах и смутах. Оружие и доспехи монахов-воинов. Монахи-разбойники. Подвиги знаменитых монахов-воинов.

Ремесла и искусства в храмах. Резьба по дереву, плотницкое и строительное дело, рисование, каллиграфия и другие. Монахи-проводники на основных маршрутах паломничества. Обрядовая музыка и пляска. Сказительство. Особые виды буддийского искусства в разных странах.

Лекция 12. Изучение буддизма в мире

Важнейшие школы перевода буддийских памятников на европейские языки. Крупнейшие научные центры, издательства, журналы. Научные и популяризаторские издания по буддизму. Наиболее авторитетные словари и справочники. Актуальные вопросы современной мировой буддологии.

Начало отечественной буддологии. Изучение буддизма в СССР и современной России. Крупнейшие научные центры. Переводы буддийских памятников на русский язык. Новые исследования по буддизму в России.

 

Литература по буддизму на русском языке

 

Примерный перечень вопросов к зачету*

1. Буддийские школы Индии

2. Буддийские школы Китая

3. Буддийские школы Тибета

4. Палийская буддийская словесность

5. Китайская буддийская словесность

6. Тибетская буддийская словесность

7. Почитание будд в буддизме

8. Почитание бодхисаттв в буддизме

9. Почитание богов в буддизме

10. Буддийские заповеди и обеты

11. Буддийские посвящения

12. Буддийские праздники

* Каждый из этих вопросов можно осветить в общем, а можно подробно рассказать об одной из школ, об одном из памятников словесности и т.д. (по выбору).

 

Задания для самостоятельной работы

Все задания для самостоятельных работ имеют общую формулировку: «Буддизм в культуре одного из народов Азии». Соответственно, тема самостоятельной работы будет иметь вид: «Буддизм в культуре корейцев», «Буддизм в культуре вьетнамцев» и т.д. Тему можно ограничить, указав рассматриваемый временной отрезок, например: «Буддизм в культуре японцев в XII в.», «Буддизм в культуре современных калмыков». В работе необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1) Когда и как этот народ познакомился с буддизмом? (Или: в каком состоянии находился буддизм в этой стране к началу обсуждаемой эпохи?)

2) Каково было место буддийской общины в обществе и государстве в этой стране? (Или: каким оно стало в этой стране в эту эпоху?)

3) С какими религиями буддизм взаимодействовал в этой культуре? Как проходило это взаимодействие?

4) Как развивался буддизм в истории этого народа в рассматриваемую эпоху? (Или: каковы основные направления его развития в наши дни?)

5а)** Каков был (или есть) круг основных существ, чтимых буддистами в этой стране? Каковы самые знаменитые здешние буддийские храмы, кого в них почитают? Какие сохранились изображения будд, бодхисаттв и других существ? Можно подробно рассказать об одном из храмов или об одном из изображений.

5б)** Какие произведения буддийской словесности (письменной или устной) возникли в этой стране в обсуждаемую эпоху? В какой среде эти произведения создавались, кто их авторы (если они известны)? На каком языке и в каком жанре эти сочинения написаны? Можно более подробно обсудить одно из сочинений, привести его краткое содержание, разобрать один из наиболее примечательных его отрывков.

5в)** Какие буддийские праздники и обряды справляют в этой стране? Можно привести пример одного из них, описать место его проведения, состав участников, их одежду, используемую утварь, подношения почитаемым существам и т.д.

6) В чем, на ваш взгляд, наиболее характерные черты этой разновидности буддизма?

** Из трех разделов (5а-5в) нужно выбрать какой-то один, по желанию. Таким образом, в итоге работа будет сосредоточена в основном на памятниках зодчества и изобразительного искусства, или на памятниках словесности, или на обрядовых действах.

 

Требования к выполнению работы:

Работа может выполняться на основе печатных источников (книг, статей), а также на основе ресурсов Интернет. См. список литературы по буддизму. При написании самостоятельной работы слушатель курса может пользоваться и другими источниками по своему выбору. В тексте работы обязательно должны быть ссылки на использованные издания и ресурсы Интернет. Для памятников зодчества и изобразительного искусства желательно приложить к работе фотоснимки и репродукции с обязательным указанием источника, откуда взяты эти материалы. Для произведений буддийской словесности нужно выяснить, переведены ли они на русский язык или на европейские языки, указать имена переводчиков и дать ссылки на издания переводов. Для буддийских обрядов желательно дать в работе иллюстрации с изображением участников этого обряда, обрядовой утвари и др., также с обязательным указанием источника.

Правила оформления ссылок см.: http://trubnikovann.narod.ru/Ssylki.htm.

Письменная работа должна быть сдана преподавателю в печатном или электронном виде не позднее чем за 7 дней до даты зачета. Адрес для отправки работ в электронном виде — trubnikovann@yandex.ru. По этому же адресу можно задавать вопросы в ходе выполнения работы.

Объем самостоятельной письменной работы — от 15.000 до 20.000 знаков с пробелами.

 

 

Рекомендуемая литература (основные учебники, справочные издания и обзорные работы):

Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. М., 2000.

Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993.

Буддизм. Словарь. Под ред. Жуковской Н.Л., Игнатовича А.Н., Корнева В.И. М., 1992.

Введение в буддизм. Под ред. В.И.Рудого. СПб., 1999.

Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1991.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.

Островская-мл. Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002.

Религии народов современной России (словарь). М., 1999.

Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. и др.  Основы буддийского мировоззрения. М., 1990.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

Фишер Р. Искусство буддизма. М., 2001.

 

 

Сайт создан в системе uCoz