Буддизм в культурах народов Азии
Составитель — Н.Н.
Трубникова
Цель
курса: Изучение
основных черт буддизма как мировой религии, знакомство с особенностями буддизма
в различных регионах Азии, разбор примеров взаимодействия между буддизмом и культурами
народов Индии, Тибета, Китая, Японии, а также других стран.
Задачи
курса: В
лекциях даются обзор буддизма в целом и краткий очерк истории его
распространения по странам Азии, указываются различия между школами буддизма.
Далее обсуждаются: буддийский обряд, круг почитаемых существ, состав
буддийского канона, важнейшие положения буддийского учения, устройство
буддийской общины. Все обсуждаемые предметы берутся в их связи с
государственным и общественным устройством стран буддийского мира, с изящной
словесностью, изобразительным искусством и бытом. В самостоятельных работах
слушатели могут разобрать одну из подобных тем применительно к одной из стран
Азии.
Требования
к освоению курса: Слушатели должны усвоить важнейшие понятия буддологиической науки, уяснить себе общие черты буддизма и
различия между его основными направлениями. В самостоятельной письменной работе
слушатель составляет обзор по теме: буддизм в культуре одного из народов Азии
(по выбору). Отчетность по курсу — самостоятельная письменная работа или устный
ответ на зачете.
Объем курса – 24 часа,
12 лекций по 2 часа.
Краткое
содержание лекций:
Лекция 1. Буддизм как
мировая религия. Общее описание
Предмет почитания: «Три
Сокровища» — Будда, его Учение и Община. Зарождение буддизма и его
распространение по миру. Главные цели: освобождение как выход за пределы
обыденной действительности или как способ существования внутри нее.
Будда Шакьямуни и другие
будды. Круг почитаемых существ.
Главные установки
буддийского учения. «Четыре благородные истины»: о страдании, причине
страдания, освобождении от страдания и пути к освобождению. Учение о взаимозависимом
возникновении. Воздаяние за деяния. Отрицание «самости».
Монахи и миряне в
буддийской общине.
Буддийский храм как
место соединения «Трех Сокровищ». Основные виды храмов. Буддийский обряд.
Повторяющиеся обряды и обряды для особых случаев. Буддийское подвижничество.
Буддизм и другие мировые
религии: черты сходства и различия.
Лекция 2. Направления,
традиции и школы буддизма
Краткий обзор истории
буддизма. Вопрос о датировке ранних буддийских источников. Становление
буддийского учения в Индии. Школы индийского буддизма. Начало распространения
буддизма за пределы Индии.
«Махаянский
поворот» в I-II вв. н.э. Основные
различия между тхеравадой и махаяной.
Буддийские «таинства».
Соотношение махаяны и ваджраяны.
Взаимодействие буддизма
и других религий в странах Азии. Буддизм и индуизм. Буддизм и религии Китая.
Буддизм и синтоизм в Японии. Буддизм и религии Тибета. Проблема религиозного
синкретизма в странах буддийского мира.
Понятия «направлений»,
«традиций» и «школ» буддизма.
Буддизм в странах
Индокитая. Буддизм в Китае, Корее и Японии. Буддизм в Тибете и Монголии.
Буддизм у народов России. Школы и направления буддизма в этих странах.
Лекция 3. Буддийская
картина мира
Буддийская космология и ее соотношение с учениями об устройстве сознания и о
подвижничестве. Места возможного перерождения: «шесть путей». Гора Сумеру и
четыре материка. Различные уровни «небес». «Чистые земли»: страны, где
возрождаются почитатели того или иного будды или бодхисаттвы. Отождествление
различных местностей на земле с «Чистыми землями».
Возникновение,
становление, упадок и разрушение мироздания. «Три века» буддийского учения.
Различные проповеди для разных эпох. Прежние и будущие миры.
Соотнесение буддийских
почитаемых существ с божествами и иными чтимыми существами в разных странах.
Лекция 4. Будды, бодхсаттвы и другие почитаемые существа
«Исторический Будда»
Шакьямуни, вселенский будда Махавайрочана, будда Амитабха и его страна Высшей
Радости, будда-целитель Бхайшаджьягуру,
будущий будда Майтрейя. Почитание чудотворных останков земного тела будды, «шарира» (сяри).
Бодхисаттвы: Авалокитешвара, Внимающий Звукам Мира; Махастхамапрапта,
Обретший Великие Силы; мать будд Праджня-парамита; Акашагарбха, Чрево Пустого Неба; Кшитигарбха,
Чрево Земли; Самантабхадра, Всеобъемлющая Мудрость; Манджушри и другие.
Почитание учеников Будды
Шакьямуни. Почитание буддийских наставников разных стран.
Обитатели разных
областей мироздания. «Небесные государи», защитники Учения и Общины. «Светлые
государи», помощники при обряде. Божества индийского происхождения, покровители
отдельных видов общинной деятельности. Включение различных богов в круг
существ, почитаемых в буддизме.
Лекция 5. Изображения
почитаемых существ
Храмовая скульптура.
Статуи вне храмов. Рисованные изображения. Обереги, связанные с различными
почитаемыми существами.
Разновидности мандалы —
группового изображения почитаемых существ. Способы построения мандал и их
созерцания. Мандалы для «тайных» обрядов. Мандалы «Лотосовой сутры». Мандалы
«Чистой земли». Мандалы храмов-святилищ.
Символика буддийских
изображений. Черты лиц и тел, жесты рук, предметы, ездовые животные и др.
Лекция 6. Буддийский
канон
История составления
буддийского канона. Монашеские «соборы».
Состав буддийского
канона. «Три хранилища»: собрания сутр (проповедей Будды), уставов (правил
общинной жизни) и трактатов (рассуждений по различным вопросам учения). Разные
версии канона. Палийский, китайский и тибетский
каноны. Проблема буддийских «апокрифов».
Наиболее почитаемые
сутры махаяны. Сутры «Праджня-парамиты», «Лотосовая сутра», «Сутра о нирване»,
«Три сутры об Амитабхе» и другие.
Переписывание сутр как
благое деяние. Рукописные и печатные издания канона. Организация работы
переписчиков. Способы оформления рукописей. Чтение сутр как обряд. Диспуты по
сутрам.
Лекция 7. Буддийская ученая
словесность как часть канона
Устная традиция
наставничества и записи наставлений.
Жанры ученой
словесности: толкования к сутрам, трактаты, руководства к подвижническим
упражнениям, руководства к обрядам, толковые словари и др.
Способы работы с источником
в буддийской ученой словесности.
Важнейшие сочинения
буддийских мыслителей разных стран. Изложения учений буддийских школ. Обзорные
сочинения, сопоставляющие разные школы.
Различные жанры
буддийской словесности в разных странах.
Лекция 8. Буддизм и мирская
словесность
Возможных подход к
каноническим текстам как к литературным памятникам. Поэтические отрывки в
сутрах. Тексты сутр как сюжетные повествования.
Буддизм и летописание.
Буддийские исторические сочинения. Буддийская поэзия. Буддийские мотивы в
мирской поэзии.
Буддийские притчи и
предания. Сборники преданий о знаменитых подвижниках, о воздаянии за благие и
дурные дела, о чудесах и др.
Буддизм и сюжетная
проза. Буддизм и драма. Памятники изящной словесности разных стран как
источники для изучения буддизма.
Деятельность писателя
или поэта как путь к освобождению.
Лекция 9. Устройство
буддийской общины
Устройство монашеской
общины. Различные обозначения монахов, монахинь, послушников, послушниц.
Монашество как «уход из дому», разрыв связей с семьей, выход из мирских
общественных рамок. Монашеские имена.
Монашеские уставы.
Различные виды заповедей. Посвящения. Обеты.
Органы управления
общиной. Особенности общин разных стран и разных школ. Вопрос о допустимых
вольностях в соблюдении уставов и заповедей.
Правовое положение
монахов в разных государствах. Опыты по созданию государственной монашеской
общины.
Вопрос о принадлежности
мирян к буддийской общине. Подношения «Трем Сокровищам». Заказы на обряды.
Обучение у наставников-монахов. Обряды, проводимые в основном мирянами.
Принятие монашества без окончательного «ухода из дому».
Пожертвования храмам от
мирян: продовольствием, одеждой и утварью, земельными участками. Храмовые
хозяйства. Миряне, приписанные к храмовым хозяйствам, и миряне на службе у
храмов. Покровительство храмов различным мирским сообществам: ремесленникам,
морякам и др.
Буддийские праздники.
Паломничества к буддийским святыням.
Лекция 10. Буддийское
образование
Особенности обучения в
разных школах. Умения читать тексты и толковать их. Отношения между учеником и
наставником. Порядок испытания учеников.
Посвящение в монахи по
уставу. Посвящения в разных школах. Особые посвящения для определенных обрядов.
Посвящения мирян. Многоступенчатые посвящения. Вручение права быть наставником.
Признание подвижника просветленным.
Представления о чистоте
и скверне. Навыки сосредоточения. Единство чудотворца с почитаемым существом, к
которому обращен обряд. Представления об источнике чудесных сил у монаха.
Испытания и состязания чудотворцев.
Требования к подготовке
монаха в государственных буддийских общинах.
Лекция 11. Быт
буддийской общины
Пища. «Постные трапезы».
Допустимые для монаха источники пропитания. Монашеские облачения. Уход за телом.
Жилища монахов. Обиходная и обрядовая утварь в келье монаха. Снаряжение
монаха-странника. Средства передвижения. Обращение с животными: домашними и
дикими. Распорядок дня в некоторых храмовых общинах. Развлечения монахов.
Неуставные монашеские сообщества. Общение монаха с родичами-мирянами. Монах в
качестве главы семьи. Общение монаха с другими мирянами.
Монахи-воины. Охрана
храмовых хозяйств. Организация храмовых войск. Участие монахов в войнах и
смутах. Оружие и доспехи монахов-воинов. Монахи-разбойники. Подвиги знаменитых
монахов-воинов.
Ремесла и искусства в
храмах. Резьба по дереву, плотницкое и строительное дело, рисование,
каллиграфия и другие. Монахи-проводники на основных маршрутах паломничества.
Обрядовая музыка и пляска. Сказительство. Особые виды
буддийского искусства в разных странах.
Лекция 12. Изучение
буддизма в мире
Важнейшие школы перевода
буддийских памятников на европейские языки. Крупнейшие научные центры,
издательства, журналы. Научные и популяризаторские издания по буддизму. Наиболее
авторитетные словари и справочники. Актуальные вопросы современной мировой буддологии.
Начало отечественной буддологии. Изучение
буддизма в СССР и современной России. Крупнейшие научные центры. Переводы
буддийских памятников на русский язык. Новые исследования по буддизму в России.
Литература по буддизму на
русском языке
Примерный перечень вопросов к зачету*
1. Буддийские школы
Индии
2. Буддийские школы
Китая
3. Буддийские школы
Тибета
4. Палийская
буддийская словесность
5. Китайская буддийская
словесность
6. Тибетская буддийская
словесность
7. Почитание будд в
буддизме
8. Почитание бодхисаттв
в буддизме
9. Почитание богов в
буддизме
10. Буддийские заповеди
и обеты
11. Буддийские
посвящения
12. Буддийские праздники
* Каждый из этих
вопросов можно осветить в общем, а можно подробно рассказать об одной из школ,
об одном из памятников словесности и т.д. (по выбору).
Задания для самостоятельной работы
Все задания для
самостоятельных работ имеют общую формулировку: «Буддизм в культуре одного из
народов Азии». Соответственно, тема самостоятельной работы будет иметь вид:
«Буддизм в культуре корейцев», «Буддизм в культуре вьетнамцев» и т.д. Тему
можно ограничить, указав рассматриваемый временной отрезок, например: «Буддизм
в культуре японцев в XII в.», «Буддизм в
культуре современных калмыков». В работе необходимо дать ответы на следующие
вопросы:
1) Когда и как этот
народ познакомился с буддизмом? (Или: в каком состоянии находился буддизм в
этой стране к началу обсуждаемой эпохи?)
2) Каково было место
буддийской общины в обществе и государстве в этой стране? (Или: каким оно стало
в этой стране в эту эпоху?)
3) С какими религиями
буддизм взаимодействовал в этой культуре? Как проходило это взаимодействие?
4) Как развивался
буддизм в истории этого народа в рассматриваемую эпоху? (Или: каковы основные
направления его развития в наши дни?)
5а)** Каков был
(или есть) круг основных существ, чтимых буддистами в этой стране? Каковы самые
знаменитые здешние буддийские храмы, кого в них почитают? Какие сохранились
изображения будд, бодхисаттв и других существ? Можно подробно рассказать об
одном из храмов или об одном из изображений.
5б)** Какие
произведения буддийской словесности (письменной или устной) возникли в этой
стране в обсуждаемую эпоху? В какой среде эти произведения создавались, кто
их авторы (если они известны)? На каком языке и в каком жанре эти сочинения написаны? Можно более подробно
обсудить одно из сочинений, привести его краткое содержание, разобрать один из
наиболее примечательных его отрывков.
5в)** Какие
буддийские праздники и обряды справляют в этой стране? Можно привести
пример одного из них, описать место его проведения, состав участников, их
одежду, используемую утварь, подношения почитаемым существам и т.д.
6) В чем, на ваш взгляд,
наиболее характерные черты этой разновидности буддизма?
** Из трех разделов
(5а-5в) нужно выбрать какой-то один, по желанию. Таким образом, в итоге работа
будет сосредоточена в основном на памятниках зодчества и изобразительного
искусства, или на памятниках словесности, или на обрядовых действах.
Требования к выполнению работы:
Работа может выполняться
на основе печатных источников (книг, статей), а также на основе ресурсов
Интернет. См. список
литературы по буддизму. При написании самостоятельной работы слушатель
курса может пользоваться и другими источниками по своему выбору. В тексте
работы обязательно должны быть ссылки на использованные издания и ресурсы
Интернет. Для памятников зодчества и изобразительного искусства желательно
приложить к работе фотоснимки и репродукции с обязательным указанием источника,
откуда взяты эти материалы. Для произведений буддийской словесности нужно
выяснить, переведены ли они на русский язык или на европейские языки, указать
имена переводчиков и дать ссылки на издания переводов. Для буддийских обрядов
желательно дать в работе иллюстрации с изображением участников этого обряда,
обрядовой утвари и др., также с обязательным указанием источника.
Правила оформления
ссылок см.: http://trubnikovann.narod.ru/Ssylki.htm.
Письменная работа должна
быть сдана преподавателю в печатном или электронном виде не позднее
чем за 7 дней до даты зачета. Адрес для отправки работ в электронном виде — trubnikovann@yandex.ru. По этому же адресу можно задавать вопросы в ходе
выполнения работы.
Объем самостоятельной
письменной работы — от 15.000 до 20.000 знаков с пробелами.
Рекомендуемая литература (основные учебники,
справочные издания и обзорные работы):
Андросов
В.П.
Словарь индо-тибетского и российского буддизма. М.,
2000.
Буддизм в Японии. Под
ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993.
Буддизм. Словарь. Под
ред. Жуковской Н.Л., Игнатовича А.Н., Корнева В.И. М., 1992.
Введение в буддизм. Под
ред. В.И.Рудого. СПб., 1999.
Ермаков
М.Е.
Мир китайского буддизма. СПб, 1994.
Мифы народов мира.
Энциклопедия. Т. 1-
Народы и религии мира.
Энциклопедия. М., 1998.
Островская-мл. Е.А. Тибетский
буддизм. СПб., 2002.
Религии народов
современной России (словарь). М., 1999.
Рудой
В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. и др. Основы буддийского мировоззрения. М., 1990.
Торчинов
Е.А.
Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
Фишер Р. Искусство
буддизма. М., 2001.