Как устроен буддийский храм

 

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи. 

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.

Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», коо:.

Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее, боги мыслятся как защитники храма.

Для примера я беру устройство храма «Четырех небесных государей» (Ситэнно:дзи), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.

Буддийский обряд в основе своей — это выражение почтения к Трем Сокровищам и обращение к ним как к «прибежищу». В ходе обряда статуи и другие изображения открываются для обозрения, тексты звучат полностью или в отрывках, монахи совместно предаются «сосредоточению», иногда проводят шествие и т.д. «Трем Сокровищам» совершают подношения, и ответом на них служат различные действия, призванные выразить помощь «Трех Сокровищ» их почитателю. Важно, что в обеих ролях — и того, кто прибегает к помощи, и того, кто ее дает, — могут выступать и монахи, и миряне. Обряды имеют общую цель: распространить последствия сострадательных деяний одного человека на множество других существ, уменьшить их страдания, преодолеть заблуждения, и в пределе — помочь каждому существу достичь освобождения. Коль скоро и страданий, и их причин существует бесчисленное множество, то и помощь должна быть разной. Поэтому обряд может быть обращен не только к Будде Шакьямуни, но и к различным другим буддам, бодхисаттвам и иным существам, соотнесенным с разными способами освобождения.

Обычное название для храма — , дзи или тэра. Выбор между этими двумя чтениями зависит от того, как читается основное название храма: по «китайскому» чтению, он, или по «японскому», кун. Если храм назван по местности, где он построен, или по прозванию мирян-основателей, то в его названии читается как тэра или дэра. Примеры — Асука-дэра (храм на равнине Асука), Киёмидзу-дэра (храм при водопаде Киёмидзу), Татибана-дэра (храм рода Татибана). Если же в названии звучит имя почитаемого существа или величание учения, то читается как дзи. Примеры: Якусидзи (храм будды-целителя Якуси, он же Бхайшаджьягуру), Хою:дзи (храм Развития Закона). Иногда храм называется по тем годам правления, когда он основан. Например — Энрякудзи (храм годов Энряку).

Есть и дополнительное название для храма — 伽藍, гаран, частичная запись санскритского «сангхарама» («общинное жилище»). Так называются самые древние храмы Японии: Гангози-гаран и другие. Иногда и более поздние храмы прибавляют к своему названию слово гаран — в документах вроде храмовых летописей, обращений к мирянам-покровителям и др.

Если сооружение для обрядов не имеет полного «храмового» набора зданий, оно называется «молельней» , ин. Часто так же именуются храмы с необычным расположением построек. Пример — Бёо:ин (молельня Ровного Равенства).

См. Бадлуева В.М. Религиозная архитектура Японии: синтоистские и буддийские храмы (курсовая работа за III курс, 2004 г.).

Описания и фотографии многих знаменитых храмов можно найти на сайте http://www.orientalarchitecture.com/

«Пятиярусные пагоды: почему землетрясения не могут их разрушить?» (заметка из журнала «Nipponia»)

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz