Как
устроен
буддийский
храм
Быть
буддистом
означает
«искать себе
прибежища у
«Трех
Сокровищ» — у
Будды, его
учения и
общины.
Обычно
буддийский
храм устроен
так, что все «Три
Сокровища»
собраны и
наглядно
представлены
в одном
месте. Это
место должно
быть защищено
от внешнего
мира, от
посторонних зрелищ,
звуков,
запахов и
прочих
влияний. Территория
храма замкнута
со всех
сторон, на
нее ведут
мощные ворота.
В
русских
переводах
японских
текстов и в работах
исследователей
часто можно
встретить
словосочетание
«буддийский
монастырь».
Важно иметь в
виду, что
«храм» и
«монастырь»
в этом случае
— одно и то же.
В любом храме
живут
монахи.
Скульптурные,
рисованные
или вышитые
изображения
будды
помещают в
«золотом
зале», кондо:. Это
может быть и
Будда
Шакьямуни, и
другие будды:
вселенский Махавайрочана,
сострадательный
Амитабха и
др. Здесь же
могут
находиться
изображения
бодхисаттв и
других
почитаемых
существ.
Пагода,
то:, предназначена
для хранения
останков земного
тела Будды
Шакьямуни.
Почти в
каждом храме
есть
предание, как
эти останки
попали в
Японию:
перенеслись
на острова
чудесным путем
или же их
прислали в
дар правители
материковых
держав.
Пагода имеет
три или пять
ярусов, в
центре нее
всегда есть
главный
столб из
цельного
ствола большого
дерева.
Останки
Будды
хранятся или по
центральным
столбом, или
на его
верхушке.
Учение
пребывает в
храме в виде
текстов буддийского
канона. Они
не просто
хранятся в виде
свитков книг
или в памяти
у знатоков,
но постоянно
воспроизводятся
путем чтения и
толкования в
«зале для
чтений», ко:до:.
Общину
составляют
монахи, их
ученики, а
также миряне,
на время
поселившиеся
в жилых помещениях
храма. Как правило
эти
помещения
обустроены в
галереях.
Начиная
с VIII в. при
многих
храмах стали
обустраивать
место для
почитания
«родных
богов», ками.
Святилище
может
находиться
на территории
храма или вне
ее, боги
мыслятся как
защитники
храма.
Для
примера я
беру
устройство
храма «Четырех
небесных
государей»
(Ситэнно:дзи),
одного из
самых
древних в
Японии. В
храме может быть
несколько
пагод, иногда
бывает несколько
«Золотых
залов», но
расположены
они почти
всегда в
таком
порядке, как
на рисунке.
Буддийский
обряд в
основе своей
— это выражение
почтения к Трем
Сокровищам и
обращение к
ним как к
«прибежищу».
В ходе обряда
статуи и
другие изображения
открываются
для
обозрения,
тексты
звучат
полностью
или в
отрывках,
монахи совместно
предаются
«сосредоточению»,
иногда
проводят
шествие и т.д.
«Трем
Сокровищам»
совершают
подношения, и
ответом на
них служат
различные
действия, призванные
выразить
помощь «Трех
Сокровищ» их
почитателю.
Важно, что в
обеих ролях —
и того, кто
прибегает к
помощи, и
того, кто ее
дает, — могут
выступать и
монахи, и
миряне.
Обряды имеют
общую цель:
распространить
последствия
сострадательных
деяний одного
человека на
множество
других
существ, уменьшить
их страдания,
преодолеть
заблуждения,
и в пределе —
помочь
каждому
существу достичь
освобождения.
Коль скоро и
страданий, и
их причин
существует
бесчисленное
множество, то
и помощь
должна быть
разной. Поэтому
обряд может
быть обращен
не только к
Будде
Шакьямуни, но
и к различным
другим буддам,
бодхисаттвам
и иным
существам,
соотнесенным
с разными
способами
освобождения.
Обычное
название для
храма — 寺, дзи или тэра.
Выбор между
этими двумя
чтениями
зависит от
того, как
читается
основное
название храма:
по
«китайскому»
чтению, он,
или по
«японскому», кун.
Если храм
назван по
местности,
где он
построен, или
по прозванию
мирян-основателей,
то в его
названии 寺
читается как тэра
или дэра.
Примеры — Асука-дэра
(храм на
равнине Асука),
Киёмидзу-дэра
(храм при
водопаде Киёмидзу),
Татибана-дэра
(храм рода Татибана).
Если же в
названии
звучит имя
почитаемого
существа или
величание
учения, то 寺
читается как дзи.
Примеры: Якусидзи
(храм будды-целителя
Якуси, он же Бхайшаджьягуру),
Хо:рю:дзи
(храм
Развития
Закона).
Иногда храм
называется
по тем годам
правления,
когда он
основан.
Например —
Энрякудзи
(храм годов Энряку).
Есть
и
дополнительное
название для
храма — 伽藍, гаран,
частичная
запись
санскритского
«сангхарама»
(«общинное
жилище»). Так
называются
самые древние
храмы Японии:
Ганго:дзи-гаран
и другие.
Иногда и
более
поздние
храмы прибавляют
к своему
названию
слово гаран — в
документах
вроде
храмовых
летописей, обращений
к
мирянам-покровителям
и др.
Если
сооружение
для обрядов
не имеет полного
«храмового»
набора
зданий, оно
называется
«молельней» 院, ин. Часто
так же
именуются
храмы с
необычным расположением
построек.
Пример — Бё:до:ин
(молельня
Ровного
Равенства).
См. Бадлуева
В.М. Религиозная
архитектура
Японии:
синтоистские
и буддийские
храмы
(курсовая
работа за III
курс,
Описания
и фотографии
многих
знаменитых
храмов можно
найти на
сайте http://www.orientalarchitecture.com/
«Пятиярусные
пагоды:
почему землетрясения
не могут их
разрушить?» (заметка
из журнала «Nipponia»)