Бадлуева В.М.

 

Религиозная архитектура Японии: синтоистские и буддийские храмы

 

Курсовая работа за III курс. Кафедра истории и теории мировой культуры, 2004 год

 

Введение

1. Архитектура синтоизма

А) общая планировка святилищ

Б) история архитектуры синтоистских храмов

2. Буддийская архитектура

А) план буддийского комплекса

Б) описание известных буддийских храмов

Заключение

Глоссарий

Список использованной литературы

Приложение

Послесловие Н.Н. Трубниковой

 

 

Введение

Древнейшими религиозными архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, монастыри и храмы. Храмовая архитектура в Японии начала развиваться вскоре после распространения основных доктрин буддизма в середине VI в. из корейского государства Пэкче. Для японцев буддийская вера представляла не только новое и чрезвычайно глубокое мировоззрение, но и одно из наиболее впечатляющих примеров развитой культуры азиатского континента. К концу VI в. Япония застраивалась внушительными монастырями по континентальному образцу, и уже к середине VIII в. сложилась национальная система строительства храмов.

Пагода — основной элемент буддийской религиозной архитектуры, который, как и другие здания храмового комплекса в совокупности со скульптурными и живописными образами, сохранился как реальное соответствие с идеями веры. Именно в классический период (VIII-XII вв.) и средневековый период (XIII-XVI вв.) буддийская архитектура была ведущей во введении новых структурных и орнаментальных особенностей. Таким образом, буддийские строения имеют решающее значение не только для японской архитектуры, но и для всего японского искусства.

Синтоизм, «путь богов», истинно японская религия. Корни её архитектуры восходят к истокам японской цивилизации, синтоистские храмы имеют собственные уникальные формы. Например, конструкция величественного святилища в Исэ воплотила в себе все лучшее из японских традиций, хотя и отличается эстетической простотой, впитав наиболее древние формы архитектуры. Планы большего числа синтоистских храмов приобрели зрелые формы только в VIII в., т.к. в это время Япония уже находилась под глубоким влиянием буддизма, что обусловило тесную связь двух вер в истории архитектуры. Так, храм Тосёгу в Никко, мавзолей первого сёгуна Токугава, выглядит, на первый взгляд, как буддийское строение из-за тонкого орнамента, хотя и является синтоистским.

 Целью данной курсовой работы является изучение становления японской храмовой архитектуры, влияние буддийских и синтоистских тенденций друг на друга, их особое развитие в истории всей японской архитектуры.

 В соответствии с этим основными задачами курсовой работы являются:

— рассмотрение истории становления архитектуры буддизма и синтоизма в Японии;

— анализ основных особенностей храмовой архитектуры;

— обзор наиболее известных храмов двух религий;

сравнение техники строительства храмовых комплексов в синтоизме и буддизме.

При написании этой работы были использованы следующие виды источников: теоретические, аналитические, а также исторические. В теоретической литературе были освещены основные понятия архитектурного строительства и различные подходы к изучению храмовой архитектуры. Анализ осуществлялся на основе ряда исследовательских работ, таких как «Искусство буддизма» Р. Фишера, «Японская архитектура» Нобору Кавадзоэ. Основным источником для составления более полной картины исследования послужили различные иностранные работы по данной проблематике.

 

1. Синтоистские храмы

Синтоизм сформировался задолго до обретения японцами письменности и не имел священных книг, пророков, основателей учения. Отсутствует само учение, что характерно для язычества. Богами, или по-японски ками (что дословно означает «то, что находится сверху»), в синтоизме стало все, что может иметь душу. Позже, и не без влияния буддизма, под нее была подведена определенная догматическая база.

 Анимистическая, в сущности, религия поклоняется не только антропоморфным божествам, но еще и одухотворенным элементам природы, в особенности определенным горам и деревьям, которые внушают благоговение. Ранние святилища не использовали монументальную архитектуру поздних синтоистских структур. У некоторых, подобно святилищам Мива (префектура Нара) и Канасана (префектура Сайтама), главным объектом поклонения была гора, даже сегодня у них нет такого здания, которое можно было бы отнести к «главному залу» (хондэн), имеющемуся в других синтоистских комплексах. Они представляют собой огороженные участки, считающиеся священными местами. Это, как правило, прямоугольная площадка, покрытая галькой, обложенная камнями и окруженная соломенным жгутом, соединяющим четыре угловых столба. Действительно, центр святилища Мива представляет собой массивную скалу на горе Мива. Иногда в середине такого священного места находится камень (ивасака), или столб, или дерево (химороги). У основания горы расположен маленький зал для поклонения (хайдэн) и тории, характерные столбы и перемыкающие их ворота, которые обозначают святыню синтоизма.

Существующие синтоистские комплексы начали сооружаться для того, чтобы вознести молитву божествам за обильный урожай или выразить благодарность за хорошие посевы. Такие ранние культовые места, прототипы святилищ, были найдены в центре деревень или около гор, валунов и других мест, где, как верили люди, обитали боги. Эти святилища представляли собой простые амбары, считающиеся хранителями жизни и благополучия. Их первоначальные конструкции отличал временный характер. Форма их неизвестна, но можно предположить, что они схожи со святилищами микоси, переносимыми на шестах во время праздничных дней в честь урожая. К примеру, размещение святилищ Касуга и Камо на камнях предполагает, что первоначально они были передвижными [Танге К., стр. 15].

 

А) Общая планировка святилищ

Для всех синтоистских храмов характерна приблизительно одинаковая планировка. Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории. Тории представляют собой арки, напоминающие букву «П» с двумя перекладинами, верхняя из которых длиннее и чуть вогнута. Раньше их строили только из дерева и всегда красили в красный цвет. За ними следует парная статуя «корейских собак», которые должны отгонять злых духов.

Обычный синтоистский храмовый комплекс состоит из двух и более зданий. Основное строение, предназначенное для ками, носит название хондэн, а зал для молитвы именуется хайдэн, где находится алтарь. В основном помещении расположен синтай (дословно — «тело ками»). Считается, что именно в синтай вселяется душа ками. Телом ками могут оказаться камень, ветка дерева, зеркало, меч или деревянная табличка, на которой написано имя данного бога. Помимо двух основных зданий храмового комплекса, в него могут входить и другие вспомогательные строения: зал для подношений, синсэндзё (место для приготовления священной пищи), сямусё (помещение для аудиенции), хараидзё (место для заклинаний), кагурадэн (сцена для танцев) и т.д. Между тории и хондэн установлены специальные бассейны для ритуального омовения рта и рук.

 

Б) История архитектуры синтоистских храмов

Основные типы синтоистских святилищ приняли настоящие формы после введения буддийской архитектуры. Несмотря на то, что они подвергались влиянию со стороны буддийской храмовой архитектуры, они все-таки остались стилистически отличными от нее. Три самых древних стиля синтоистских святилищ называются симмэй, тайся и сумиёси. Каждый вначале отождествлялся с отдельным храмовым комплексом — святилище Исэ (город Исэ, префектура Миэ) с симмэй, Идзумо (префектура Симанэ) с тайся, и Сумиёси (город Осака) с сумиёси [What is Japanese architecture?, 40].

Святилище Исэ, сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу-омиками, фактически состоит из двух архитектурных ансамблей: внешнего (Гэку) и внутреннего (Найку). Главные храмы Найку и Гэку были первоначально созданы по образцу амбаров. Найку посвящен богине солнца Аматэрасу, Гэку — богине злаков Тоёуке. Самая важная часть — это главное святилище (хондэн) в Найку. Здесь хранится один из символов императорской власти — зеркало, которое считается воплощением Аматэрасу, т.к., по поверьям, Аматэрасу является прародительницей императорской династии [Танге, 24].

 Пол главного святилища хондэн приподнят на столбах. Расположенное в центре комплекса, оно имеет один вход через открытую галерею, выступающую с южной стороны. От остальных оно отличается не только размерами, но и благородством пропорций, безукоризненной чистотой отделки всех деталей. Храм ничем не украшен, но его прямые и строгие формы определяют внутреннюю мощь синтоистского святилища, подчеркивая суровость и простоту постройки.

 Два массивных круглых столба (мунамотибасира) поддерживают конек двускатной соломенной крыши (киридзума), на двух концах которой установлены крестообразные сооружения — тиги. Десять коротких бревен (кацуоги) лежат горизонтально поперек конька крыши. Главное святилище и две сокровищницы окружают четыре концентрические ограды из золотистого японского кипариса, соответственно, мицугаки, ути тамагаки, тоно тамагаки, все вместе опоясывает итагаки.

Восточнее этого комплекса находится второй участок с маленьким домиком посередине. Святилище всегда находится в гармонии с окружающим миром, сохраняя первозданность в постоянном обновлении. Как правило, строения святилищ разбираются каждые 20 лет, начиная с конца VII в. Как только строительство нового комплекса святилища завершается, старое здание разбирается, а на его месте строится маленький домик. После разборки огромные желтоватые бревна сжигаются во время торжественной церемонии и заменяются новыми. Для японца обновление храмов связано с синтоистским ритуалом очищения и обновления. Храм всегда должен сочетать древность и новизну, символизируя неразрывность связи между истоками культуры и современностью [Нобору Кавадзоэ, 14].

 Перестройка святилищ крайне дорогой процесс, потому что остатки старого храма нужно увезти далеко в горы. Поэтому сегодня Исэ — единственное святилище, которое регулярно перестраивается, хотя в прошлом такая практика применялась ко многим комплексам. В 1973 г. была завершена его шестнадцатая реконструкция. Величественный храм Идзумо, выстроенный для почитания бога Окунинуси и четырех второстепенных богов, перестраивался 25 раз вплоть до 1744 г. Главное святилище (хондэн) представляет собой постройку с входом через фронтон, очень большое по размеру, вследствие чего получило название тайся, «огромное святилище». Первоначально, согласно легенде, оно достигало в высоту 100 м. Считается, что главное святилище храма Идзумо сохранило план древнейшей жилой архитектуры.

Третьим по счету из этих древних святилищ является Сумиёси. Оно состоит из четырех почти тождественных строений с входом через фронтон, которые поначалу возвышались над морем, т. к. относятся к культу богов морских путешествий. А сегодня они окружены городскими кварталами. Тогда как Исэ и Идзумо не были окрашены, Сумиёси отличают ярко красный и белый цвета.

Влияние буддийской архитектуры. Синтоистская архитектура очень рано в своем развитии начала принимать буддийские храмовые особенности. Например, ровный прямой карниз, как в святилище Сумиёси, постепенно приобрел спокойный изгиб как у буддийских храмов. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молитвы и другие подсобные помещения.

Дальнейшее проникновение буддийской архитектуры относится к периоду Хэйан (794-1185) и связано с развитием учения хондзи суйдзяку, в котором говорилось, что синтоистские божества в действительности являются воплощениями Будды и бодхисаттв. Это привело к появлению новых стилей касуга и нагарэ.

Стиль нагарэ наиболее широко используется при построении святилищ и характеризуется двускатной (или щипцовой) крышей, которая нависает над входом на нефронтонной стороне сооружения. Лучше всего это видно на примере двух главных залов в святилище Камо Миё и главного зала и зала хранения провизии (гондэн) в Камо Вакэикадзути, последняя реконструкция которого была проведена в 1863 г.

Стиль касуга представляет в плане одно помещение с входом и ступеньками на фронтонной части и огорожено одной крытой верандой. Храм Касуга, от которого пошло название стиля, был, вероятно, построен в 730-е гг. у подножия горы Микаса восточнее столицы Хэйдзёкё, сейчас город Нара. Конструкция этого храма состоит из четырех идентичных залов. Святилище перестраивалось каждые двадцать лет вплоть до 1863 г. Данный стиль схож со стилем сумиёси применением красного и белого цвета, входом с фронтона и использованием бревенчатых крыш с разветвленными концами, но отличается меньшим размером и шатрово-щипцовой крышей с длинным и высоким навесом.

Два других примера стиля касуга, залы Касугадо и Хакусандо храма Эндзодзи, были завершены в 1197 г. и 1228 г. Они являются самыми древними сохранившимися святилищами этого стиля. Предполагается, что сначала они принадлежали храму Касуга, но были перенесены, когда Касуга перестраивался. Стиль касуга занимает второе место по применению в строительстве святилищ.

Стиль хатиман образовался в результате развития стиля нагарэ. Храмы стиля хатиман посвящены богу войны Хатиману. Такая практика впервые была использована в буддийских комплексах, когда было решено обеспечить отдельное пространство для прихожан. Помещение для верующих примыкает к главному храмовому зданию. В этом случае карнизы крыш обеих построек соединяются.

 Другой хорошо известный стиль — стиль хиэ, шатрово-щипцовой вариант стиля нагарэ с урезанной сзади крышей. К обычной крыше добавлены дополнительные области (хисаси) по всему периметру. Святилище Хиэ (город Оцу, префектура Сига), откуда пошло название стиля, содержит две одинаковые постройки к западу и востоку [What is Japanese architecture?, 42-43].

Другие архитектурные компоненты буддизма продолжали постепенно проникать в синтоистскую архитектурную традицию. Присоединялись коридоры, двухъярусные ворота, и даже пагоды. Образцом соединения архитектуры двух вер является святилище Ицукусима (префектура Хиросима). Первоначально построенное в 1168 г. воином Киёмори, это святилище находится у воды. Во время прилива кажется, что главные здания с соединяющими их коридорами плывут по воде. Использование соединяющих коридоров напоминает о стиле синдэн, который применялся в жилых постройках аристократии.

К завершению хэйанского периода в конце XII в. главные стили строительства святилищ приобретают постоянные черты. Дальнейшее развитие свелось лишь к некоторым вариациям в конфигурации или орнаменте. В храме Кибицу, построенном в 1425 г., соединяются под одной шатрово-щипцовой крышей главный зал (хондэн) и зал для прихожан (хайдэн). Храмы, в которых использование декорированных украшений заметно увеличилось, — Ондзодзи (префектура Сига, XIV в.) и более известный храм Тосёгу в городе Никко (префектура Тосиги).

С утверждением власти феодалов рода Токугава парадный стиль дворцовых и храмовых построек эволюционирует в сторону пышности, увеличения архитектурного декора. Тяга к изощренности, обилию украшений и скульптурной резьбе особенно заметна в оформлении комплекса храма-мавзолея сёгунов Токугава в Никко, выстроенном в первой половине XVII в. Хотя погребальные храмы знати издавна отличались большой нарядностью, мавзолеи новых правителей превзошли роскошью все былые архитектурные формы. Идея богатства и знатности сёгунов получила здесь свое наглядное, зрительное воплощение. Мавзолеи строились не только архитекторами и плотниками, но и собранными со всех концов страны резчиками по дереву, скульпторами, мастерами по обработке металла, живописцами. Огромный ансамбль включил в себя два больших комплекса из 34 и 18 построек, вольно трактующих разнообразные стили.

В главном ансамбле Тосёгу (1617-1636) ощущение роскоши и изобилия создавалось узорчатостью входных ворот ёмэймон («ворота, освещенные солнцем»). Их колонны со сложными фигурными капителями несли тяжелую вычурную крышу, украшенную резьбой и позолотой. Не менее пышными были и ворота комплекса — карамон («китайские ворота»), покрытые по белой лаковой поверхности узорами в виде золотых драконов. Интерьеры Тосёгу столь же богато украшались, как и наружная часть. Живопись, накладки из бронзы, резьба по дереву — все соединялось в них в причудливом великолепии.

Современный внешний вид храма Тосёгу стал результатом перестройки, проведенной с 1634 по 1636 гг. Законченный в 1653 г. малый комплекс Таёнбё находится на холме к западу от Тосёгу. Оба храма хорошо сочетаются с окружающим ландшафтом. Дорога к ним расположена таким образом, что следующий поворот открывает абсолютно другую перспективу здания. Следовательно, размещение отдельных структур способствует действительно эффекту барокко. Два мавзолея соединены другими постройками, такими как святилище Футарасан, стоящее между Тосёгу и Таёнбё [Гессе-Вартег, 68-72].

Величию и внешнему виду ансамблей в Никко вскоре стали подражать святилища по всей стране. Главный зал святилища Торинокосандзё (префектура Тосиги), сооруженный в 1783 г., хорошо это демонстрирует: верхние задние балки здания украшены вырезанными на них драконами, крытая галерея поддерживается перекладинами, покрытыми подобными узорами.

Тенденция к большему декорированию архитектурных сооружений распространяется в течение периода Эдо (1600-1868). Изогнутые подпорки, слегка украшенные в ранних постройках, к концу Эдо стали полностью покрываться орнаментом флоры и фауны. Такая техника применялась только к внешним частям зданий.

В то же время строители нашли несколько действительно новых решений. Одна из причин этого заключалась в том, что происходило постепенное развитие новой системы здания, киваридзуцу, основанной на пропорциях и модулях. Согласно ей, размер каждой части строения должен соответствовать другой. Эти пропорции были установлены в книге «Киварисо». Система киваридзуцу была удобна для плотников, но могла не подходить для общего вида здания, что обусловило разнообразие в искусстве украшения зданий деталями [Space in Japanese architecture, 57].

 

2. Буддийская архитектура

В середине VI века в Японии возникло государство. В то же время в стране распространился буддизм — мировая религия, пришедшая в Японию из Китая через Корею. Буддизм стал носителем не только новой идеологии общества, но и новых форм искусства. Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса. Важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания приходилась на врытые в землю сваи, что, естественно, ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (552-645) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня невозможно представить японские храмы и пагоды.

 

А) План буддийского комплекса

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой зал (кондо), 3) зал для проповедей (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или суро), 5) хранилище сутр (кёдзо), 6) сокровищница, (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения. Также в комплекс включались жилое помещение для монахов, обеденный зал.

В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом ворот были двухъярусные. В периоды Асука и Нара (645-794) главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально — «Золотой зал»), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. Вплоть до нашего времени сохранились залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.

 

Б) Описание известных буддийских храмов

Создание самых крупных и самых монументальных в истории Японии буддийских ансамблей началось лишь с VIII в. и соответствовало новым историческим условиям. Оно совпало со временем образования первого централизованного единого японского государства и появления первого города-столицы Нара (Хэйдзёкё — «крепость мира»), сменившей временные резиденции правителей. Раньше по местному обычаю столицу переносили каждый раз, когда на престол восходил новый правитель. Считалось, что смерть императора делает место «нечистым», и благоденствие его наследников зависит от выбора нового места для столицы.

 Город застраивали по образцу китайской столицы Чанъань (ныне город Сиань). В плане Нара представляла собой прямоугольник, насчитывавший около 10 км в длину. Главная магистраль разделяла её на две части, каждая из которых делилась на кварталы. Обширную северную территорию занимал императорский дворец.

Величие столицы сказалось на масштабах входящих в неё буддийских ансамблей. Увеличились размеры не только отдельных зданий, но и всей храмовой территории. Больше стали площади, предназначенные для государственных празднеств [Historical Nara, 25].

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Центр его — прямоугольный двор, окружённый крытыми галереями, с воротами на южной стороне и залом для проповедей на северной. Внутри двора помещаются кондо (Золотой зал), увенчанный массивной двухъярусной крышей, которую поддерживали столбы и ветвистые резные кронштейны, и пятиярусная пагода, возвышающаяся на 32 м. В кондо обычно находится объект почитания — изображение Будды. Считается, что это самые древние деревянные сооружения. «Чудо красоты» ансамбля Хорюдзи заключается в удивительном равновесии и гармонии двух разных по форме зданий: храма с его как бы парящими крышами и устремлённой вверх пагоды, завершающейся шпилем с девятью кольцами — символом буддийских небесных сфер. Шпиль — самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику. Шпиль увенчивал центральную колонну, под которую помещали «драгоценности», символизирующие пепел Будды, а все строение служило поддержкой для этой колонны. Прототипом для японской пагоды служила индийская ступа, полушарие из камня и земли с зонтообразным шпилем, предназначенная для почитания останков Будды [Фишер, 75]. Рядом с великолепием этого монастыря японские дома, святилища и даже дворец правителя казались маленькими и непритязательными.

В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества. Крыши буддийских храмов покрывались черепицей и отличались по форме: шатровой или шатрово-щипцовой. Крыши же синтоистских святилищ крылись травой или кипарисовой корой, имели угловатую форму. Но в последствии в буддийской архитектуре получили распространение шатрово-щипцовые крыши с козырьком по фронтону. Благодаря их легкому изгибу, подчеркивался горизонтальный характер постройки. Эти крыши стали делать с более удлиненными свесами и крыть корой кипариса. Более широкие карнизы и приподнятый над землей пол во многом содействовали ощущению горизонтальности. Потолки были низкие, т.к. люди сидели на полу. Из-за всего этого «форма зданий была плоской и разворачивалась в пространстве по горизонтали». Строения были невысокими, это отвечало стремлению слияния с природой и подчеркивало гармонию постройки с окружающими деревьями [Нобору Кавадзоэ, 9].

Все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин, в частности, сейсмической активностью.

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц свидетельствуют о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи (с 1868 г.) японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину. Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте [Нобору Кавадзоэ, 7].

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев. Великолепие архитектурных сооружений, посвященных «неведомому богу», всегда имели первостепенное значение для обращения в новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения нового культа. Так и император Сёму — именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии — решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Также он постановил, чтобы в каждой провинции были возведены местные храмы [Japanese temples, 29]. В 760 г. зал для проповедей (кодо) и главный или золотой зал (кондо) были завершены. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи — древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи — самое большое в мире деревянное здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного «жильца»: храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды — уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и находится уже более 12 столетий Дайбуцу. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм точно такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней японской столицы. Несколько десятилетий спустя к храмовому комплексу были пристроены две семиярусные пагоды, каждая по 100 м в высоту. Проложенная через лес широкая дорога процессий подводила к грандиозному двухэтажному зданию входных южных ворот — нандаймон. Золотой зал стоит в центре композиции, с залом для проповедей и жилыми постройками для монахов (собо) к северу и трапезной (дзикидо) к востоку. Монастырь вмещал и множество других зданий. Одним из них была сокровищница сёсоин, выстроенная в стиле древнего амбарного зодчества, но укрупненная в своих размерах. Сочетание строгой простоты и торжественности было свойственно всем храмам нарского периода.        

В 794 г. столицей японского государства стал город Хэйанкё («столица мира и спокойствия»), построенный также по китайскому образцу (ныне город Киото). По наименованию столицы вся эпоха называется эпохой Хэйан (794-1185). Столица оставалась здесь около тысячи лет и была свидетельницей расцвета классической культуры. Вскоре, после того как столица была основана, два монаха, Сайтё и Кукай, принесли новые буддийские учения. Основанные школы привлекали хэйанскую знать красотой служения, таинственностью обрядов. Секта Сайтё, Тэндай, находилась на горе Хиэй к северу от столицы Хэйан, и первым её храмом был Энрякудзи. Кукай образовал свою школу, Сингон, на горе Коя, назвав свой храм Конгобудзи. Храмы этих двух сект (которые сейчас называются эзотерическим буддизмом) часто располагались среди гор вследствие суровых аскетических доктрин. Эзотерические храмы отказывались от симметричной планировки по причине неровной горной местности. Художественная выразительность монастырей Муродзи, Энрякудзи и Конгобудзи основывалась на смене картин живой природы. Это был важный шаг на пути нового осознания взаимодействия природы и архитектуры. Пейзажность и поэтичность монастырских ансамблей умело акцентировалась и одиноко вздымающимися среди леса пагодами, и скромным убранством буддийских зданий, покрытых древесной корой, и лестницами, вырубленными в диких скалах [Historical Kyoto, 52].

В хэйанский период достигло популярности учение школы «чистой земли». Сначала оно было принято аристократами, позднее распространилось среди обычного населения благодаря простоте учения о спасении и перерождении в «чистой земле» через молитву Будде Амида. Амида — Будда света. Его прибытие должно привести его адептов в чистые земли — рай будд и бодхисаттв. Следуя по своему солнечному пути, Амида избавляет от невежества и страха всех, кто достиг некоторой степени просветления. Дворцовая знать стала строить частные буддийские храмы на территории своих поместий, чтобы иметь рядом с собой статую Амиды и поддерживать религиозную медитацию.

В конце хэйанского периода императорская семья и высший нобилитет начали строить целые храмовые комплексы вместе с прудом и садом, такая практика использовалась в их частных поместьях [Фишер, 78].

Интересным примером планировки храмового комплекса согласно доктрине чистой земли является ансамбль Бёдоин. Храм Бёдоин близ Киото возник на месте загородного дома, принадлежавшего богатому семейству Фудзивара. В центре ансамбля, как принято, размещается главный зал — храм Феникса (Хоодо), содержащий позолоченную статую Будды Амиды. Маленький, но изысканный в своем убранстве интерьер, сияющий золотом и перламутром, включал в себя золоченую статую Амиды, а вокруг на стенах были прикреплены деревянные фигурки небесных музыкантов, движения которых дополняли красоты пейзажных сцен, написанных красками на внутренних дверях. Увеличение декора происходило вместе с большим изгибом кровель.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, — а точнее возносящие ввысь, — легкие и изящные детали. Например, фигурки фениксов на коньке крыши. По преданию, в плане ансамбль должен был изображать фантастическую птицу Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также размещается крытая галерея, образующая «хвост». Здание дает нам пример элегантного «стиля Фудзивара». По храму Феникса мы можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Считалось, что в 1051 г. пройдет пятнадцать столетий со смерти Будды, это ознаменует конец современной эры и наступление эры вырождения. В это время верили, что только Амида Будда может спасти человечество, и храмы посвящались ему. Храм Феникса является примером этой тенденции, как и Золотой храм (Кондзикидо), возведенный в 1126 г. процветающим провинциальным кланом в северной части Японии, в ансамбле Тюсондзи. Позолоченная наружность и лакированная отделка интерьера приравняли Золотой храм к наиболее выдающимся достижениям времени Киото и показывают, насколько далеко за пределы столицы проникла вера чистой земли.

Во второй половине XII в. борьба за власть двух крупнейших аристократических семейств завершилась победой военачальника Минамото Ёритомо, который получил императорскую должность сёгуна. Император и его двор оставались формальной властью, фактически же начался период господства военного сословия — буси (в европейской терминологии — самураев), под влиянием которого возникли новые идеалы как в жизни японского общества, так и в искусстве. Снижение императорской власти значительно снизило роль традиционной религии в пользу буддизма и конфуцианства, ставших основой создания централизованного государства. Ёримото обосновался со своей администрацией в городе Камакура чуть севернее Киото. Главным событием в архитектуре XII-XIII вв. стало восстановление сооружений в старой столице Хэйдзёкё (Нара), разрушенных и сожжённых во время междоусобных войн. Реконструкция была начата прелатом Тёгэном, для которой он выбрал китайский стиль Сун. Его поддержал Ёримото. Служитель храма использовал не только местных плотников, но и китайского скульптора и строителя, контакт с которыми был запрещен на континенте. Так, в 1199 г. были возведены Великие южные ворота (нандаймон) ансамбля Тодайдзи и восстановлен главный храм. Отличительная черта этих ворот — многоярусность подпорок, погруженных прямо в главные колонны и закрепленных боковыми соединениями, которые расширяли всю длину фасада. Этот стиль хорошо подходит для перестройки на массивный размер, поскольку много структурных членов большого размера и таким образом легко воспроизводятся. Великие южные ворота были восстановлены в том же месте и по тому же плану как оригинал, и, несмотря на нововведения, были сохранены в стиле его предшественников. Но, в то же время, главный зал Великого Будды послужил основой новой техники и дал название всему стилю.

Кроме Тодайдзи, Тёген построил ряд других храмов в стиле Великого буддийского зала возле столицы и к западу от нее. Еще один сохранившийся пример — зал чистой земли храма Дзёдодзи, который был возведен в 1192 г. Настоящее сооружение представлено квадратной структурой с тремя шестиметровыми отсеками в ширину и центральной алтарной площадью посередине. Низкая пирамидальная крыша без изгибов и концы балок спрятаны под выступающей полоской крыши (ханакакусита), что увеличивает эффективность конструкции. Т.к. внутри нет потолка, совокупность колонн, дугообразные балки и подпорки могут быть видны. В центре постройки стоят три позолоченных скульптуры, которые контрастируют с ярко-красным цветом деревянных частей здания [What is Japanese architecture?, стр. 20-21].

Стиль Великого Будды недолго просуществовал после смерти своего главного сторонника, Тёгена. Возможно, люди отождествляли этот стиль с режимом сёгуна и его политикой. Но, скорее всего, такая архитектура не соответствовала японским вкусам. Однако некоторые элементы стиля, такие как рациональная конструкторская программа и её характерные детали, повлияли на другие стили и были заимствованы.

Секта Дзэн. В то время, пока Тёгэн реконструировал Тодайдзи, другой монах, Юсо (1141-1215), принес секту Риндзай дзэн-буддизма из Китая. Вскоре после этого, вторая секта Дзэн, Сото, была введена в Японию Догэном. Юсо получил поддержку второго сёгуна в городе Камакура недалеко от Киото, сына Ёримото Ёри, и был способен основывать храмы в Камакура и в Киото. Но Догэн отказался от приглашения регента сёгуна, Ходзо Токиёри, и ушел глубоко в горы (сегодня там находится префектура Фукуи), где и выстроил храм Эйхэдзи, центр секты Сото. Обе секты быстро расширялись, отчасти потому, что их строгая самодисциплина и уважение к интуитивному познанию привлекали военное сословие, и потому, что новая организация Дзэн имела глубокие связи с китайской культурой и учениями и не была монополизирована двором, к которому подозрительно относилась воинская знать [Japanese temples, 26-27].

Как и все новые доктрины, секта Дзэн принесла свой архитектурный стиль в Японию, он, как и стиль Великого Будды, был разработан в Китае, но с собственными отличиями. Комплекс храмов Дзэн отличается двусторонней симметрией. Это отражает регламентацию ежедневной жизни монахов, в которой каждое действие подчинено религиозной дисциплине. Секта Дзэн выработала правила не только для формы и назначения каждого здания в комплексе, но также для их совместного расположения и масштаба в совокупности.

Структура и орнамент отдельных залов определяют специфичность стиля Дзэн: каждый зал опирается на каменный фундамент и имеет каменный пол; столбы стоят на высеченных из камня блоках или плинтах (собан), они обтесаны сверху и снизу; скобы размещаются над каждым столбом (как в стиле Великого Будды) и в области интерколумний.

Стиль Дзэн известен как «китайский стиль» (кара-э) в противоположность более раннему стилю буддийской архитектуры, который к XII в. стал рассматриваться как местный, и соответственно назывался «японским» (ва-э).

Самый старый храм дзэн-буддизма в восточной Японии, Дзидзодо Сёфукудзи, относится к 1407 г. согласно чернильной надписи на одной из его стен. Одноэтажная конструкция состоит из трех помещений, но её декоративная крыша (мокоси) придает вид двухэтажного строения. В середине Дзидзодо находится квадратная секция, внутри которой стоит алтарь.

В сравнении со стилем Великого Будды и более ранним так называемом японским стилем, архитектурные компоненты стиля Дзэн в несколько раз тоньше, из-за чего постройки кажутся более легкими. Это не вредит устойчивости, позволяет более эффективно использовать балки, соединяющие колонны.

Зал Сяриден храма Энкакудзи в Камакура внешне схож с Дзидзодо. Оригинал сгорел в 1563 г., а настоящее сооружение, как считается, было перевезено из Тайхэдзи, одного из пяти женских монастырей Камакура. Но история Тайхэдзи не точна, поэтому нельзя определить дату постройки Сяриден [What is Japanese architecture?, 23].

Хотя стиль Дзэн был ввезен из Китая, было бы ошибкой предполагать, что сохранившиеся здания полностью копируют китайские прототипы. В течение многих лет японские мастера меняли первоначальные образцы в соответствии с национальными предпочтениями. В качестве примера можно привести покрытие крыш, для которого в Японии используют деревянную дранку, а в Китае — черепицу. Это объясняется особенностями двухъярусной системы стропил. Нижний ряд стропил (кэсодаруки) выставлен, а первый ряд (нодаруки), который действительно поддерживает крышу, спрятан и находится выше. Позднее конструкция была усилена добавлением кронштейна или консоли (ханэги) между двумя уровнями стропил. «Спрятанная» крыша стала новацией японцев, её использование сделало японские храмы во многом отличными от китайских.

План дзэнского монастыря. Один из примеров — сохранившийся план Кентёдзи, датируемый 1331 г., на нем видно, что храм был перестроен после пожара в 1315 г. Один вход в храмовый комплекс представлен в виде изогнутого моста. Следующий вход — через главные ворота (сомон), — проходит между кустами можжевельника, которые растут вплоть до ворот Просветления (саммон), отсылающим к внутренним воротам (тюмон). Восточнее находятся купальня (ёкусицу), западнее — уборная (сейтин). Дальше размещается центральный двор, где выращивается можжевельник, за ним стоит храм Будды (Буцудэн). Восточнее этого храма — тотидо (зал для поклонения местным божествам), западнее него — зал основателей (сосидо). С восточной стороны главного двора находится кухня (кури), а к западу — жилые помещения монахов (содо в дзэнских комплексах). Затем на севере — зал Закона (хатто), первоначально предназначенный для изучения доктрины. В северной части ансамбля находится гостевой зал (кякудэн) для приема важных персон. Далее расположен изящный пруд. В других комплексах Дзэн эта местность окружена ходзо, домом настоятеля монастыря, и второй площадью для лекций и доктринальных дискуссий [Japanese temples, 85].

На примере зала Дзидзодо храма Сёфукудзи можно рассмотреть структурные и декоративные детали, характерные для строений дзэн-буддизма. Решетчатые окна, обшитые панелями и декорированные двери (санкарадо) скреплены петлями. Над окнами и дверьми тянется перекладина, которая через свои дугообразные проемы пропускает свет.

Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали. Система крыши представляет собой «чудо» комплексной инженерии. Действительно, визуально кажется, что потолок нависает прямо над алтарной частью. Реальный конец потолка поддерживается двумя столбами, которые протягивают его до конца алтаря, из-за этого с входа алтарь не видно. Передняя часть потолка держится на двух коротких «бутылкообразных» подпорках, которые базируются на двух огромных перекрытых балках. Эти балки соединяют две комнаты. Стропила, расходящиеся из центральной квадратной площади, расположены надо всем помещением, а не только над углами, как в стиле Великого Будды. На внутренней стороне крыши находятся два типа выставленных стропил: низкие стропила и «летящие» стропила после них. Вместе они образуют видимую нижнюю крышу и маскируют «спрятанную» крышу. Третий тип стропил, «хвостовые стропила» (одаруки), заделаны в скобы. Резные концы этих стропил создают впечатление визуальной сложности скобочной системы. Эти стропила параллельны, как в японском стиле [Space in Japanese architecture, cтр. 62].

Важным новшеством дзэнских монастырей стали особые символические сады, где на небольшом участке земли художник настолько искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, созерцающего сад, создавалось впечатление большего пространства.

Средневековый японский стиль. Несмотря на введение новых стилей Великого Будды и Дзэн в период Камакура (1185-1333), более старый, так называемый японский, стиль продолжал существовать. Интересный пример этого стиля — главный зал (хондо) Тёдзудзи храма. Храм секты Тэндай, он состоит из внутреннего святилища (найдзин) и внешнего святилища (гэдзин), разделенных решетчатыми дверьми. Каждое из этих двух помещений имело собственную выставленную крышу, над которой располагается общая «спрятанная» крыша, визуально объединяющая здание извне. Это означает, что первоначально сооружение состояло из двух отдельных строений: основного зала (содо) и зала для поклонений (райдо). Главный зал Тёдзудзи имеет простой вид благодаря хрупким конструктивным частям, простым скобам и низкой крыше.

Японский стиль был также использован при реконструкции храма Кофукудзи клана Фудзивара, разрушенного вместе с Тодайдзи в 1180 г. Кофукудзи не перестраивался Тёгэном, потому что аристократическая семья Фудзивара, создатели храма Феникса, была почтенным и консервативным домом, предпочитающим традиционный дизайн. Но все-таки некоторые новшества были приняты [Иэнага Сабуро, 67].

Сегодня только два здания в Кофукудзи сохранились после реконструкции 1180 г. Это северный восьмиугольный зал (хокуэндо) и трехэтажная пагода. Прежняя пагода была реконструирована плотниками Нара, соединившими её с храмом и использовавшими каменный фундамент. Пагода, отстроенная вновь мастерами из Киото, несет в себе отпечаток хэйанской архитектуры и, соответственно, выглядит утонченной и изящной.

Эклектичный стиль. Уже к концу периода Камакура японский стиль начал воспринимать элементы из других. Деревянные концы балок и ручки скоб были взяты из стиля Великого Будды, а столбы, поддерживающие крышу веранды, стояли на дзэнских вырезанных плинтах. Фактически, количество элементов японского стиля очень сократилось в этот период. Таким образом, степень смешанности деталей определяет, относится ли здание к японскому (ва-э) или эклектическому стилю (сэттё-э).

Главный зал (хондо) храма Какуриндзи представляет образец эклектического стиля. Зал, который был построен в 1397 г., в основном выдержан в японском стиле с отдельными деталями стиля Великого Будды, такими как дугообразные балки. Соединение этих двух стилей встречается довольно часто, поэтому некоторые историки архитектуры выделяют новый японский стиль. При строительстве главного зала Какуриндзи были также применены элементы стиля Дзэн. Главный зал храма Мёин, построенный в 1321 г., совмещает в себе все три средневековых стиля [What is Japanese architecture?, 29].

Небольшое число зданий в классическом японском стиле строилось даже в период Муромати (1338-1573). Одно такое сооружение называется Золотой зал (кондо) Кофукудзи, датируемый 1415 г. Но появление стилей Великого Будды и Дзэн оказало влияние на средневековое строительство и на развитие новых архитектурных эффектов. Можно сказать, что период Камакура в этом отношении оказался наиболее стилистически разнообразным. В последующие столетия буддийские архитектурные типы более или менее закрепились.

Для примера можно привести главный зал Рэнгён храма (Киото, 1266 г.), который возведен в японском стиле с добавлением элементов Великого Будды. Также известна пятиярусная пагода Кофукудзи, отличная от ранее упоминавшейся трехъярусной пагоды в том же комплексе.

Популяризация архитектуры. После века гражданской войны, изнурившей всю страну, Япония была объединена во второй половине XVI в. тремя великими генералами — Ода Нобунага (1534-82), Тоётоми Хидэёси (1537-98) и Токугава Иэясу (1542-1616). Позднее был основан сёгунат Токугава, третье военное государство Японии. В 1639 г. был издан «указ о закрытии страны». Под правительством Токугавы страна была изолирована от остального мира вплоть до прибытия военно-морского эскадрона командора Мэтью Перри. С конца XVI в. возобновилось крупное храмовое строительство. Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и создавались новые [Иэнага Сабуро, 83].

Хотя Япония была отделена от остального мира в течение периода Эдо, перемещение внутри страны увеличилось благодаря длительным мирным условиям, обеспеченным сёгунатом. Многие из этих путешествий принимали форму паломничеств из главных республик к храмам и святилищам, и военное правительство поощряло связи между людьми и разнообразными местами поклонения. В результате храмы переориентировались на простой народ.

Одним из наиболее известных паломнических мест является храм Дзэнкодзи, находящийся на севере Японии. Реконструированный в 1707 г., главный зал примечателен своим планом, состоящим из внешнего святилища (гэдзин), срединного (тюдзин) и внутреннего святилища (найдзин), и святая святых (найнайдзин). Паломник мог войти во внешнее святилище еще обутый, затем, сняв обувь, он входил на повышенный пол татами (соломенные циновки) среднего святилища. Больше всего монастырь Дзэнкодзи привлекал темным тоннелем под главной святыней, через который пролегал путь паломников.

Фасад главного зала массивен, но подобно Дзидзодо в Сёфукудзи, кажется двухэтажным, хотя действительно состоит из одного этажа и огромной дополнительной площади с декоративной крышей. Главный зал был сконструирован для вмещения нескольких тысяч прихожан, которые совершали путешествие для молитвы о здоровье, домашнем спокойствии, благосостоянии и т.д.

Другой, не менее популярный храм, который именуется Киёмидзудэра, расположен на юге Киото. Главный зал выстроен на низкой, но крутой горе, и отличается тем, что комплекс окружен большим пространством вокруг. Горное основание (какэдзукури) было распространено в эзотерических храмах, но редко производило такой захватывающий эффект: из храма виден почти весь город Киото. Кроме того, храм известен запутанной системой крыш над разнообразными постройками и соединяющими их коридорами.

Школа Обаку дзэн-буддизма впервые появилась в Японии в середине XII в. Знаменитым примером секты Обаку является храм Мампукудзи, который основал эмигрант Ин-ян Лонг из китайской династии Минг. Главное сооружение относится к 1668 г.

Еще один пример храмов секты ОбакуСофукудзи, возведенный китайскими эмигрантами в провинции Фуцзян. Ворота дайппомон были восстановлены в 1694 г. в Китае и перевезены в Японию. Отличительной чертой этого храма является разнообразие цветов и замысловатая четырехсвязная скобочная система.

 

 

Заключение

Архитектура храмов в Японии отражает историческое становление государства. Храмы синтоизма и буддизма влияли друг на друга с самого начала. Строительство храмов является «переосмыслением в наглядно-чувственной форме важнейших догматов вероучения» [Мещеряков, 92]. Синтоистские боги руководили природой и судьбами рода, а буддизм являлся обеспечением спокойствия в стране.

Храм, прежде всего, должен символизировать «дом бога», и строители делали все, чтобы человек почувствовал это. Делался упор на большие размеры, на прочность, позже стали более искусно украшать внутренний интерьер и внешние детали. Развитие религиозной мысли, распространение вероучения тесно связаны со строительством храмов. Также в зависимости от режима власти, господствующего в тот или иной период, храмовый комплекс нес на себе его отпечаток. Покровительство того или иного верховного сословия частично определяло стилевые характеристики зданий в монастырском ансамбле. Так, когда страной фактически управляло военное сословие, храм был склонен к тенденции большего декорирования внешних и внутренних частей конструкции.

Храм был и религиозным местом, и общественным. В праздничный день на территории храма устраивались торжественные процессии в честь божества этого праздника. Но для того, чтобы побыть наедине с богом, и строились храмы. Хотя в прошлом вход в храм был разрешен только священнослужителям, сегодня насладиться духовным общением с высшими силами могут все. Почитание своих предков тесно связано с храмовым культом, надежды на хороший год люди могут доверить только всемогущим божественным существам. Поэтому строительство религиозных помещений всегда будет актуальным. Человечество с самого начала своего развития обозначало такие места. В наше время, когда религии установились, храмы, церкви и другие священные места продолжают играть огромную роль в жизни людей.

 

 

Глоссарий

Интерколумний — расстояние между осями двух рядом расположенных колонн в колоннаде, основная величина, влияющая на пропорции архитектурного сооружения.

Ками — в синтоизме, бог, божество.

Киридзума — двускатная крыша, крытая сухой корой кипариса, используется в синтоистских храмах.

Кондо — золотой зал.

Конек — брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса.

Консоль — выступ или одним концом заделанная в стену балка, служащие опорой.

Кронштейн — выступ или укрепленная деталь на стене, служащие опорой, подпоркой.

Мокоси специальный навес, окружающий пагоду в местах перехода одного яруса в другой для подчеркивания границ перехода.

Плинт — нижняя часть базы колонны.

Прелат — высшее духовное лицо.

Сёгун — верховный военачальник.

Сёгунат — военное правительство сёгунов.

Синтай — овеществленное тело бога в синтоизме.

Собо — жилые постройки для монахов (содо — в дзэнских монастырях).

Стропило — опора для крыши — 2 бруса, соединенные верхними концами под углом, а нижними упирающиеся в стену здания.

Тории — символические ворота, стоящие перед входом в синтоистских храм.

Фасад — передняя сторона здания.

Фронтон — треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

Хайдэн — помещение для молитвы ками.

Ханэги консоль или кронштейн.

Хондо главный зал в буддийском монастыре.

Хондэн — главный зал или храм в синтоистском комплексе.

Цоколь — лежащая на фундаменте выступающая нижняя часть наружной стены здания.

Сяриден — маленькое квадратное здание, использующееся для вмещения останков Будды, в центре которого стоит шарито, маленькая ступа, содержащая прах.

Шатровая кровля — покрытие здания или сооружения в форме высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.

 

Список использованной литературы

БаторевичБаторевич Н.И. Архитектурный словарь. СПб., 1999.

Гессе-ВартегГессе-Вартег Э. Никко — город храмов // Все о Японии. Под ред. Царёвой Г.И. М., 2001.

ДёлэДёлэ Н. Япония вечная. М., 2002.

Иэнага СабуроИэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972.

Мещеряков — Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм. М., 1987.

Нобору КавадзоэНобору Кавадзоэ. Японская архитектура. М., 1990.

ТангеТанге К. Архитектура Японии: традиция и современность. М., 1976.

Фишер — Фишер Р. Искусство буддизма. М., 2001.

Япония от А до Я — Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия // Под ред. Перфильева В.О. М., 2000.

Historical KyotoPlutschow Herbert E. Historical Kyoto. The Japan times ltd, 1983.

Historical NaraPlutschow Herbert E. Historical Nara. The Japan times ltd, 1983.

Japanese temples — Kidder Edward J. Japanese temples. Tokyo, 1964.

What is Japanese architecture? — Kazuo Nishi, Kazuo Hozumi. What is Japanese architecture? // translated, adopted and with an introduction by H. Mack Horton. Tokyo, New York, 1985.

Space in Japanese architecture — Mitsuo Inoue. Space in Japanese architecture // translated by Hiroshi Watanabe. Weather hill, 1985.

 

Приложение

 

Послесловие Н.Н. Трубниковой

Вероника Михайловна в своей работе пошла, казалось бы, по беспроигрышному пути: выбрала одну, но основательную монографию по заявленной теме (здесь это исследование Кадзуо Ниси и Кадзуо Ходзуми «Что такое японская архитектура?») и дальше построила изложение в основном по ней. Соблазнительная возможность: найти ту книжку, где «всё уже написано», и пересказать ее. Однако тут есть несколько важных тонкостей.

Во-первых, в книге нужно разобраться. Для этого приходится осваивать терминологию, принятую в Вашей области исследований. Поэтому в списке литературы у Вероники Михайловны как нельзя к месту «Архитектурный словарь». Глоссарий, содержащий объяснение собственно японских архитектурных терминов, также совершенно необходим. Я надеюсь, что в будущем Вероника Михайловна его расширит за счет других терминов, тоже упомянутых в тексте этой ее работы, а также соединит его с глоссарием из ее прошлогодней курсовой (по архитектуре японских замков).

Во-вторых, когда Вы пересказываете книгу (если Вы делаете именно пересказ, а не механически переписываете отдельные абзацы), то у Вас неизбежно возникают вопросы, на которые ваш основной источник ответа не дает. Приходится привлекать другие источники. У Вероники Михайловны это, понятное дело, издания, посвященные архитектуре Нара и Хэйан, монографии по истории японской культуры и др. При толковом подходе в дело идет все, даже материалы из печально знаменитого тома «Все о Японии». (Замечу в скобках: этот том — пример того, как не надо издавать книги по Востоку. Сборник разных, в том числе редких и очень любопытных текстов по Японии, в основном написанных в начале XX в., — и при этом ни одной ссылки на то, откуда взят тот или иной текст! Нет никаких комментариев от составителя, не сделана даже попытка как-то унифицировать транскрипции японских слов).

В-третьих, изложение нужно построить так, чтобы оно внятно читалось на русском языке. При этом мы на кафедре Истории и теории мировой культуры должны исходить из того, что читать будет не специалист по Японии, а еще и другие преподаватели кафедры. Здесь Веронике Михайловне еще предстоит поработать над стилем. И обязательно нужно будет найти консультанта, который оценил бы работу как историк архитектуры.

Но в целом такая курсовая работа — это достойная заявка на диплом. И дипломное исследование обещает быть очень интересным.

 

Главная

Новости

Мои студенты

«Буддизм и буддийская философия»

«Религиозная философия Востока»

Хрестоматия

Исследуем японский буддизм

В помощь начинающему японисту

Избранные ссылки

Галерея

Форум

 

 

Сайт создан в системе uCoz