Российский государственный гуманитарный университет

Институт восточных культур и античности РГГУ

Кафедра истории и филологии Дальнего Востока

 

Религиоведение Японии

Программа курса

 

Составитель — Н.Н. Трубникова

2008 г.

 

Курс лекций «Религиоведение Японии» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Японская филология», и читается в 7-м и 8-м семестрах (64 часа). Его задачи — дать общий обзор религий Японии и подробно обсудить их обрядность, устройство общин и роль в государственной и общественной жизни в разные периоды японской истории. В этом же курсе предполагается познакомить слушателей с важнейшими концепциями японских, отечественных и западных религиоведов по религиям Японии.

Студенты, прошедшие курс «Религиоведение Японии», должны четко представлять себе ход основных событий в истории религий Японии, соотносить их с событиями хозяйственной, политической и культурной истории страны. 

 

Тема 1. Особенности религиозной ситуации в Японии

(2 часа)

Понятие «религии» (сю:кё:), его происхождение и значение применительно к религиям Японии. «Мультиконфессиональность» японцев — приверженность одного человека к нескольким религиям. Трудности выделения каждой из религий как самостоятельного явления в условиях синтеза религий в Японии. Проблемы определения синтоизма, даосизма, конфуцианства и других течений в качестве именно религий, а не каких-либо других явлений общественной жизни. Принятые в Японии обозначения основных религий, представленных в этой стране. Происхождение и содержание каждого из этих обозначений. Общая характеристика основных периодов японской истории применительно к теме курса.

 

Тема 2. Основные проблемы изучения религий Японии

(2 часа)

Изучение религий не по конфессиональному принципу, а по предметному — по областям религиозной деятельности. Охотничьи, рыболовные обряды. Годовой цикл земледельческой обрядности. Обряды жизненного цикла, связанные с рождением ребенка, его постепенным вхождением во взрослую жизнь, поступлением в обучение, совершеннолетием, браком, переходом в возрастные группы старших и стариков. Погребальные обряды и почитание предков. Почитание гор, лесов, морских побережий и других местностей на границе обжитой земли и диких мест. Обряды подготовки к путешествиям и дорожные обряды. Шелководческие, ткацкие, кузнечные и другие ремесленные обряды. Родовая обрядность, сочетающая в себе различные виды обрядов. Роль главы рода как жреца. Государственная обрядность, призванная объединить обряды всей страны. Роль государя как верховного жреца. Обряд и мифология. Обряд и представления о чистоте и скверне.

 

Тема 3. Верования древних японцев

(2 часа)

Реконструкция обрядов и верований древнейших обитателей Японских островов. Археологические находки и письменные источники, основные подходы к их толкованию. Общие сведения об  обрядах периодов Дзё:мон, Яёи и Кофун.  Возможные параллели с верованиями народов Юго-Восточной Азии, Сибири, Океании и др. Понятие «божества» (ками). Сведения о древней Японии в китайских исторических сочинениях. Правитель Ямато как верховный жрец. Жреческие роды Ямато и их обрядовые обязанности.

 

Тема 4. Проникновение в Японию материковых религий

(2 часа)

Переселенцы кикадзин и их верования. Данные летописей о появлении в Японии конфуцианских книг. «Анналы Японии» («Нихон сёки») о знакомстве с буддизмом при государе Киммэй в 552 г., о спорах вокруг почитания «иноземного божества» и о «начале Закона Будды в Японии».

 

Тема 5. Усвоение материковых религий в VI-VII в.

(2 часа)

Почитание «Трех Сокровищ» в Японии периода Асука. Усвоение основ китайской философско-политической картины мира. Заимствование материковых образцов для государственного строительства. Деятельность Сё:току-тайси. Первые опыты законодательства в области обрядов. Создание буддийского «Общинного собрания», Со:го:. Монахи как сподвижники государей Ямато. «Реформы Тайка», опыт закрепления государственных религиозных установлений. Роль Исэ как родового святилища правящего рода. Государственная поддержка святилищ и храмов. Знамения и чудеса в государственном обиходе.

 

Тема 6. Мифология и способы почитания ками в ранних письменных источниках

(2 часа)

Мифологические разделы в летописях — «Записях о деяниях древности» («Кодзики») и «Анналов Японии». Два подхода к обобщению различных изводов мифологии. Святилища и обряды почитания «родных богов» по летописям и песням «Собрания десяти тысяч поколений» («Манъё:сю:»). Особенности обрядов и мифов в разных областях Японии по «Манъё:сю:» и «Описаниям нравов и земель» (фудоки). Проблема «древнего синто:».

 

Тема 7. Древнее законодательство о религиях

(2 часа)

Государственная обрядность в «Законах годов Тайхо:» («Тайхо:рё:»). «Палата небесных и земных богов», Дзингикан, ее состав и задачи. «Законы годов Тайхо:» о монахах и монахинях, буддийская община как особого рода государственное учреждение. «Ведомство темного и светлого начал», Оммё:рё:.

 

Тема 8. Религии в «государстве законов»

(2 часа)

Деятельность буддистов по «защите страны». Создание сети «поземельных храмов» и строительство храма То:дайдзи. Правила приема в монахи и устройство буддийской общины. Благие и дурные знамения в политической жизни. Появление первых храмов-святилищ. Роль монахов в управлении государством, деятельность До:кё:.

 

Тема 9. Складывание комплекса «трех учений» в VIII в.

(2 часа)

Соединение местных и заимствованных обрядов в области почитания предков. Местные, буддийские и даосские составляющие в японском горном подвижничестве. Начало «пути упражнений и испытаний», сюгэндо:. Родовая обрядность, сочетающая в себе местные и иноземные элементы (на примере рода Фудзивара). Триединство буддизма, даосизм и конфуцианства в источниках VIII в.

 

Тема 10. Закрепления и осмысление буддийской обрядности в IX в. Возникновение «тайных» школ Тэндай и Сингон

(2 часа)

Буддийские монахи в столице и в новых горных храмах. «Тайные» школы Тэндай и Сингон,  деятельность Сайтё: и Ку:кай. Сайтё: о задачах буддийской общины и о подготовке монахов в школе Тэндай. Ку:кай о смысле буддийского обряда. Дальнейшее развитие «тайных» школ, распределение задач между ними. Развитие «таинств» в школе Тэндай при Эннин, Энтин и Аннэн. Обучение монахов в школе Сингон, «собрания передачи Дхармы», дэмбо:э. Рост влияния школы Тэндай при Рё:гэн. Признание заслуг буддийских наставников со стороны государства (посмертные титулы «великих учителей», дайси). Складывание «явно-тайной» системы: единство «тайной» обрядности, принятой всеми школами, и различия между школами на «явном» уровне учений.

 

Тема 11. Единство почитания ками и будд в период Хэйан

(2 часа)

Генеалоги знатных родов и родовые обряды в источниках IX в. — «Дополнениях к древним сказаниям» («Когосю:и»), «Вновь составленных списках знатных родов» («Синсэн сёдзироку») и др. Государственный обряд в «Уложениях годов Энги» («Энгисики»). Жречество вне государственного обряда. Дальнейшее развитие храмов-святилищ, борьба между храмами за контроль над святилищами. Расширение храмовых угодий, создание «ответвлений храмов» (мацудзи) и «особых молелен» (бэцуин). Две версии совместного почитания богов и будд — рё:бу-синто: (школа Сингон) и санно:-синто (школа Тэндай).

 

Тема 12. Религии в повседневной жизни общества в X-XI вв.

(4 часа)

Представления о гневных духах (горё:), обряды умиротворения духов. Судьба Сугавара-но Митидзанэ. «Путь темного и светлого начал» в повседневной жизни хэйанской знати: календарь, гадания, запреты и приемы уклонения от запретов. Почитание будды Амида и его «Чистой земли», распространение обряда «памятования о будде» (нэмбуцу). Систематизация традиции «Чистой земли» у Гэнсин. Представление о предстоящем «конце Закона» (маппо:) и о «последнем веке» (массэ). Почитание будущего будды Мироку. Изящная словесность Хэйан об обрядах, верованиях, жрецах, монахах.

 

Тема 13. «Правление из молельни» (конец XI — начало XIII в.)

(2 часа)

Буддийская община как одна из ветвей власти в системе многовластия: «храмовые дома», дзикэ, наряду с «чиновными домами», кугэ, и «военными домами», букэ. «Правление из молельни» (инсэй) — роль отрекшегося государя как монаха и как фактического правителя. Паломничества отрекшихся государей в горы Кумано. Деятельность Какубан, разделение школы Сингон. Распри внутри школы Тэндай между храмами Энрякудзи и Миидэра.

 

Тема 14. Религии в пору междоусобиц конца XII в.

(2 часа)

Обрядность воинских родов Тайра и Минамото. Роль храмов в междоусобной войне. Разрушение храмов города Нара и усилия по их восстановлению. Становление школы Дзё:до, деятельность Хо:нэн. Новое китайское влияние и становление школы Дзэн в различных ее вариантах: деятельность Но:нин и Эйсай.

 

Тема 15. Новые движения внутри буддийской общины в XIII в.

(4 часа)

Обновление старых школ. Традиция «исконной просветленности» в школе Тэндай. Осмысление истории Японии у Дзиэн в «Записках глупца» («Гукансё:»). Гонения на Хо:нэн и его учеников. Деятельность Синран, создание школы Дзё:до-Син. Развитие школы Риндзай. Новая волна китайского влияния в пору становления сёгуната. Проповедь буддийских наставников, прибывших из Китая. Создание школы Со:то:, деятельность До:гэн. Угроза иноземного вторжения, проповедь Нитирэн. Разработка новой обрядности и развитие идеи буддийского государства. Гонения на Нитирэн. Распри последователей учения о «Чистой земле». Деятельность Иппэн, складывание школы Дзи. 

 

Тема 16. Кризис государственной обрядности в XIV-XV вв.

(4 часа)

Положение святилищ в пору междоусобиц и при сёгунате Камакура. Кризис государственной обрядности в условиях сёгуната. Представления о Японии как «стране богов», синкоку. Осмысление японской истории у Китабатакэ Тикафуса. Задача закрепления жреческих традиций в крупных святилищах. Первые опыты построения учений о богах ками. Становление школ синто:. Ватараи-синто:, Ёсида-синто: и другие. Запись местных преданий и наставнических традиций горных отшельников.

 

Тема 17. Государство и буддийская община в XIV-XV вв.

(2 часа)

Религии при сёгунате Асикага. Попытки воссоздания государственной буддийской общины, система «пяти гор» (годзан). Деятельность Мусо: Со:сэки и Кокан Сирэн. Осмысление различных видов бытовой и художественной деятельности как обрядовых практик. Негосударственные течения внутри Дзэн — школы Со:то: и Отокан (Иккю: Со:дзюн). Дальнейшее развитие учений о «Чистой земле», деятельность Рэннё. Религии в пору междоусобных войн. Народные буддийские движения: почитание «Чистой земли» и движение икко:-икки, школа Нитирэн и движение фудзю-фусэ. Распад единой «тайной» обрядности и появление новых «тайных» объединений. «Школа Татикава».

 

Тема 18. «Христианский век» в Японии (XVI в.)

(2 часа)

Объединители Японии и их отношение к «старым» учениям. Деятельность христианских миссионеров на Дальнем Востоке в целом. Важнейшие события «христианского столетия» в Японии, основные миссионеры и их труды. Путешествие молодых японских христиан в Рим. Полемика между христианами и буддистами. Итоги христианской миссии, ее неуспех.

 

Тема 19. Переосмысление и упорядочение религиозных общин в XVIIXVIII вв.

(2 часа)

Политика сёгуната Токугава в отношении религий. Преследование христиан. Упорядочивание структуры буддийской общины, прикрепление мирян к храмам по месту жительства (тэраукэ). Систематизация учений буддийских школ, издание канона, развитие комментаторских традиций. Возрождение «Пути темного и светлого начал». «Школа национальных наук» (Кокугаку-ха). Мотоори Норинага о японской мифологии, истории, словесности.

 

Тема 20. Новые направления в японских религиях XVIIXVIII вв.

(4 часа)

Новые заимствования из Китая. Школы Обаку и Фукэ. Деятельность Такуан Сохо, Хакуин Экаку, Банкэй Ётаку. Становление японского чжусианства. Последователи Ван Янмина в Японии. Другие направления конфуцианства. Религиозная реформа в княжестве Мито. Деятельность священнослужителей из домов Ёсида и Сиракава. Хаяси Радзан, Ватараи Нобуёси, Ёсикава Корэтари, Ямадзаки Ансай. Японское свободомыслие.

 

Тема 21. Религии в период преобразований второй пол. XIX в.

(4 часа)

Реставрация Мэйдзи. Восстановление власти императора и новое понимание государственной обрядности. Представления о нерелигиозной природе синто:. Разделение святилищ и храмов, симбуцу-бунри, реформа системы храмов. Антибуддийское движение и попытки обновления внутри буддийской общины. Новое знакомство с христианством. Изучение западной науки, литературы, философии. Возникновение «новых религий». Начало научного исследования японских религий — на Западе, в России и в Японии.

 

Тема 22. Религии Японии в первой пол. XX в.

(4 часа)

Синто: в рамках государственной идеологии. Деятельность Танака Ёсито:. Развитие учения школы Нитирэн у Танака Тигаку. Новые буддийские объединения — Ниппондзан Мё:хо:дзи (Фудзии Ниттацу), Рэй ю кай, Риссё: косэй кай (Нивано Никкё:) и др. Войны Японии на Дальнем Востоке и др. и попытки распространения японских религий в мире.

 

Тема 23. Религии Японии во второй пол. XX в.

(4 часа)

Послевоенная конституция Японии о свободе вероисповедания.  Отрицание божественности императора. Отделение синто: от государства. Государственная политика в отношении религий. Религиозные организации и способы их деятельности. Новые буддийские объединения — Сока гаккай, Агон-сю: и другие. Рост популярности японских религий за пределами Японии.

 

Тема 24. Религии Японии в современном мире.

(2 часа)

Новейшие религиозные объединения — АУМ Синрикё: и другие. Вопрос о застое в традиционных религиях Японии и о религиозном экстремизме. Религии в общинах выходцев из Японии в разных регионах мира. Статистические данные по религиям Японии на 2000-е гг.

 

Тема 25. Основные направления современных исследований по религиоведению Японии

(2 часа)

Изучение истории религий Японии. Изучение современного состояния японских религий. Важнейшие исследовательские центры, журналы, справочники и словари, сетевые ресурсы. Религии Японии в современных работах российских ученых.

 

Литература:

Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968.

Бачурин А.С. Ёсида синто как одно из направлений средневекового синтоизма // Вопросы философии, 2004, № 11. С.156-176.

Бачурин А.С. Методологические проблемы изучения синтоизма // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск. 2004, № 4. С. 19-31.

Бачурин А.С. Практика «запретов на направления» и изменения их действия в период Хэйан // Религиоведение. М-Благовещенск, 2007. № 3.

Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993.

Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003.

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М., 2003.

Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей (ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики). М., 1995.

Ермакова Л.М. Сокрытые сюжеты средневековой истории (Кюсю, Ватикан, Речь Посполитая) / Вести о Япан-острове в стародавней России. М., 2005.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.

Игнатович А.Н. Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) / Дао и даосизм в Китае. М., 1982, С. 179-206.

Игнатович А.Н. Школа Нитирэн. М., 2002.

Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М., 1989.

История Японии. В 2-х тт. Под ред. А.Е. Жукова. М., 1998.

Киддер Дж. Япония до буддизма. М., 2003.

Китагава Дж.М. Религия в истории Японии. СПб, 2005.

Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. М., 1990.

Мещеряков А.Н. Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма. М., 2008.

Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.

Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М., 1987.

Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1992.

Мещеряков А.Н. Из истории политической мысли Японии: концепция «национальной исключительности» К. Тикафуса // История политической мысли и современность. М., 1988, с.99-108.

Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М., 2006.

Мещеряков А.Н. Книга японских символов. М., 2003.

Мещеряков А.Н. Христианское  столетие  в  Японии:  проблема   культурного отторжения // Восток. 1993, № 5. С. 46-52.

Мещеряков А.Н. Японский император и русский царь. Элементная база. М., 2004.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1991.

Михайлова Ю.Д. Мотоори Норинага. М., 1988.

Накорчевский А.А. Паломничество в Японии: земные следы небесных путей. Опыт системного анализа // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск. 2005, № 4. С. 55-70. 2006, № 1. С. 50-59.

Накорчевский А.А. Синто. СПб, 2000.

Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.

Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998 (или другие издания этого учебника).

Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.

Садокова А.Р. Японский фольклор (в контексте мифолого-религиозных представлений). М. 2001.

Светлов Г.Е. Путь богов (Синто в истории Японии). М., 1985.

Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии. М., 1990.

Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002.

Скворцова Е.Л. «Христианский век» в Японии к проблеме взаимодействия национальных культур / Человек и мир в японской культуре. М., 1985. С. 118-134.

Сонода Минору. Мир синто. М., 2001.

Судзуки Д.Т. Лекции по Дзэн-буддизму. М., 1990.

Трубникова Н.Н. «Пусть у мертвых и живых счастье уравняется». К истории буддийских обетов и буддийской словесности в Японии // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2005, № 3. С. 16-38.

Трубникова Н.Н. «Различение учений» в японском буддиизме IX в. Кукай [Кобо-Дайси] о различиях между тайным и явными учениями. М., 2000.

Трубникова Н.Н. Сайтё о подготовке буддийских монахов в Японии // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2007, № 2. С. 66-77.

Ямаори Тэцуо. Блуждания богов в пространстве японской культуры // Вопросы философии. М., 1998, № 2. С.80-100.

 

http://trubnikovann.narod.ru/Issl.htm — статьи по истории японского буддизма и переводы буддийских памятников, подготовленные Н.Н. Трубниковой.

http://www.shinto.org/ru/russian/top.htm — Международное научное общество синто.

http://trubnikovann.narod.ru/Kuroda.htm — обзор работ Курода Тосио по религиям Японии.

http://trubnikovann.narod.ru/Nakamura.htm — перевод статьи Накамура Хадзимэ «Некоторые особенности японского образа мышления».

http://www.univie.ac.at/rel_jap/start/index.html — материалы по истории религий Японии Б. Шайда (на немецком языке).

http://www.ic.nanzan-u.ac.jp/SHUBUNKEN/welcome.htm — «Японский журнал по религиоведению» (на английском языке).

 

Сайт создан в системе uCoz