Российский
государственный гуманитарный университет
Институт
восточных культур и античности РГГУ
Кафедра
истории и филологии Дальнего Востока
Религиоведение
Японии
Программа курса
Составитель —
Н.Н. Трубникова
Курс
лекций «Религиоведение Японии» предназначен для студентов, обучающихся по
специальности «Японская филология», и читается в 7-м и 8-м семестрах (64 часа).
Его задачи — дать общий обзор религий Японии и подробно обсудить их обрядность,
устройство общин и роль в государственной и общественной жизни в разные периоды
японской истории. В этом же курсе предполагается познакомить слушателей с
важнейшими концепциями японских, отечественных и западных религиоведов по
религиям Японии.
Студенты,
прошедшие курс «Религиоведение Японии», должны четко представлять себе ход
основных событий в истории религий Японии, соотносить их с событиями
хозяйственной, политической и культурной истории страны.
Тема
1. Особенности религиозной ситуации в Японии
(2
часа)
Понятие
«религии» (сю:кё:), его происхождение и значение
применительно к религиям Японии. «Мультиконфессиональность» японцев —
приверженность одного человека к нескольким религиям. Трудности выделения
каждой из религий как самостоятельного явления в условиях синтеза религий в
Японии. Проблемы определения синтоизма, даосизма, конфуцианства и других
течений в качестве именно религий, а не каких-либо других явлений общественной
жизни. Принятые в Японии обозначения основных религий, представленных в этой
стране. Происхождение и содержание каждого из этих обозначений. Общая
характеристика основных периодов японской истории применительно к теме курса.
Тема 2. Основные проблемы изучения религий Японии
(2
часа)
Изучение религий не по конфессиональному принципу, а
по предметному — по областям религиозной деятельности. Охотничьи, рыболовные
обряды. Годовой цикл земледельческой обрядности. Обряды жизненного цикла,
связанные с рождением ребенка, его постепенным вхождением во взрослую жизнь,
поступлением в обучение, совершеннолетием, браком, переходом в возрастные
группы старших и стариков. Погребальные обряды и почитание предков. Почитание
гор, лесов, морских побережий и других местностей на границе обжитой земли и
диких мест. Обряды подготовки к путешествиям и дорожные обряды. Шелководческие,
ткацкие, кузнечные и другие ремесленные обряды. Родовая обрядность, сочетающая
в себе различные виды обрядов. Роль главы рода как жреца. Государственная
обрядность, призванная объединить обряды всей страны. Роль государя как
верховного жреца. Обряд и мифология. Обряд и представления о чистоте и скверне.
Тема
3. Верования древних японцев
(2
часа)
Реконструкция
обрядов и верований древнейших обитателей Японских островов. Археологические
находки и письменные источники, основные подходы к их толкованию. Общие
сведения об обрядах периодов Дзё:мон,
Яёи и Кофун. Возможные параллели с
верованиями народов Юго-Восточной Азии, Сибири, Океании и др. Понятие
«божества» (ками). Сведения о древней Японии в китайских исторических
сочинениях. Правитель Ямато как верховный жрец. Жреческие роды Ямато и их
обрядовые обязанности.
Тема 4. Проникновение в Японию материковых религий
(2 часа)
Переселенцы кикадзин и их верования. Данные
летописей о появлении в Японии конфуцианских книг. «Анналы Японии» («Нихон сёки») о знакомстве с буддизмом
при государе Киммэй в
Тема 5. Усвоение материковых религий в VI-VII
в.
(2 часа)
Почитание «Трех Сокровищ» в Японии периода Асука. Усвоение
основ китайской философско-политической картины мира. Заимствование
материковых образцов для государственного строительства. Деятельность
Сё:току-тайси.
Первые опыты законодательства в области обрядов. Создание буддийского «Общинного
собрания», Со:го:. Монахи как
сподвижники государей Ямато. «Реформы Тайка», опыт закрепления государственных
религиозных установлений. Роль Исэ как родового святилища правящего рода.
Государственная поддержка святилищ и храмов. Знамения и чудеса в
государственном обиходе.
Тема 6. Мифология и способы почитания ками в
ранних письменных источниках
(2 часа)
Мифологические
разделы в летописях — «Записях о деяниях древности» («Кодзики») и «Анналов Японии». Два подхода к обобщению различных
изводов мифологии. Святилища и обряды почитания «родных богов» по летописям и
песням «Собрания десяти тысяч поколений» («Манъё:сю:»).
Особенности обрядов и мифов в разных областях Японии по «Манъё:сю:» и «Описаниям нравов и земель» (фудоки). Проблема
«древнего синто:».
Тема 7. Древнее законодательство о религиях
(2
часа)
Государственная
обрядность в «Законах годов Тайхо:» («Тайхо:рё:»).
«Палата небесных и земных богов», Дзингикан, ее состав и задачи. «Законы годов
Тайхо:» о монахах и монахинях, буддийская община как особого рода
государственное учреждение. «Ведомство темного и светлого
начал», Оммё:рё:.
Тема 8. Религии в «государстве законов»
(2
часа)
Деятельность
буддистов по «защите страны». Создание сети «поземельных
храмов» и строительство храма То:дайдзи. Правила приема в монахи и
устройство буддийской общины. Благие и дурные знамения в политической жизни. Появление
первых храмов-святилищ. Роль монахов в управлении
государством, деятельность До:кё:.
Тема 9. Складывание комплекса «трех учений» в VIII в.
(2
часа)
Соединение местных и заимствованных обрядов в области
почитания предков. Местные, буддийские и даосские составляющие в японском
горном подвижничестве. Начало «пути упражнений и испытаний», сюгэндо:. Родовая обрядность, сочетающая
в себе местные и иноземные элементы (на примере рода Фудзивара). Триединство
буддизма, даосизм и конфуцианства в источниках VIII в.
Тема 10. Закрепления и осмысление буддийской
обрядности в IX
в. Возникновение «тайных» школ Тэндай и Сингон
(2
часа)
Буддийские монахи в столице и в новых горных храмах.
«Тайные» школы Тэндай и Сингон,
деятельность Сайтё: и Ку:кай. Сайтё: о задачах буддийской общины и о
подготовке монахов в школе Тэндай. Ку:кай о смысле буддийского обряда.
Дальнейшее развитие «тайных» школ, распределение задач между ними. Развитие
«таинств» в школе Тэндай при Эннин, Энтин и Аннэн. Обучение монахов в школе
Сингон, «собрания передачи Дхармы», дэмбо:э.
Рост влияния школы Тэндай при Рё:гэн. Признание заслуг буддийских наставников
со стороны государства (посмертные титулы «великих учителей», дайси). Складывание «явно-тайной»
системы: единство «тайной» обрядности, принятой всеми школами, и различия между
школами на «явном» уровне учений.
(2 часа)
Генеалоги
знатных родов и родовые обряды в источниках IX
в. — «Дополнениях к древним сказаниям» («Когосю:и»),
«Вновь составленных списках знатных родов» («Синсэн сёдзироку») и др. Государственный обряд в «Уложениях годов Энги» («Энгисики»). Жречество вне
государственного обряда. Дальнейшее развитие храмов-святилищ, борьба между
храмами за контроль над святилищами. Расширение храмовых угодий, создание
«ответвлений храмов» (мацудзи) и
«особых молелен» (бэцуин). Две версии
совместного почитания богов и будд — рё:бу-синто: (школа Сингон) и санно:-синто (школа Тэндай).
(4 часа)
Представления о гневных духах (горё:), обряды
умиротворения духов. Судьба Сугавара-но Митидзанэ. «Путь темного и светлого
начал» в повседневной жизни хэйанской знати: календарь, гадания, запреты и
приемы уклонения от запретов. Почитание будды Амида и его «Чистой земли»,
распространение обряда «памятования о будде» (нэмбуцу).
Систематизация традиции «Чистой земли» у Гэнсин. Представление о предстоящем
«конце Закона» (маппо:) и о «последнем веке» (массэ). Почитание будущего будды Мироку. Изящная словесность Хэйан
об обрядах, верованиях, жрецах, монахах.
Тема 13. «Правление из молельни» (конец XI — начало XIII в.)
(2
часа)
Буддийская община как одна из ветвей власти в системе
многовластия: «храмовые дома», дзикэ,
наряду с «чиновными домами», кугэ, и
«военными домами», букэ. «Правление
из молельни» (инсэй) — роль отрекшегося государя как монаха и как
фактического правителя. Паломничества отрекшихся государей в горы Кумано.
Деятельность Какубан, разделение школы Сингон. Распри внутри школы Тэндай между
храмами Энрякудзи и Миидэра.
Тема 14. Религии в пору междоусобиц конца XII в.
(2
часа)
Обрядность воинских родов Тайра и Минамото. Роль
храмов в междоусобной войне. Разрушение храмов города Нара и усилия по их
восстановлению. Становление школы Дзё:до, деятельность Хо:нэн. Новое китайское
влияние и становление школы Дзэн в различных ее вариантах: деятельность Но:нин
и Эйсай.
Тема 15. Новые движения внутри буддийской общины в XIII в.
(4 часа)
Обновление старых школ. Традиция «исконной
просветленности» в школе Тэндай. Осмысление истории Японии у Дзиэн в «Записках
глупца» («Гукансё:»). Гонения на
Хо:нэн и его учеников. Деятельность Синран, создание школы Дзё:до-Син. Развитие
школы Риндзай. Новая волна китайского влияния в пору становления сёгуната.
Проповедь буддийских наставников, прибывших из Китая. Создание школы Со:то:,
деятельность До:гэн. Угроза иноземного вторжения, проповедь Нитирэн. Разработка
новой обрядности и развитие идеи буддийского государства. Гонения на Нитирэн.
Распри последователей учения о «Чистой земле». Деятельность Иппэн, складывание
школы Дзи.
Положение святилищ в пору междоусобиц и при сёгунате
Камакура. Кризис государственной обрядности в условиях сёгуната. Представления
о Японии как «стране богов», синкоку.
Осмысление японской истории у Китабатакэ Тикафуса. Задача закрепления жреческих
традиций в крупных святилищах. Первые опыты построения учений о богах ками. Становление школ синто:. Ватараи-синто:, Ёсида-синто: и другие. Запись местных преданий и наставнических
традиций горных отшельников.
Тема 17. Государство и буддийская община в XIV-XV вв.
Религии при сёгунате Асикага. Попытки воссоздания
государственной буддийской общины, система «пяти гор» (годзан). Деятельность Мусо: Со:сэки и Кокан
Сирэн. Осмысление различных видов бытовой и художественной деятельности как
обрядовых практик. Негосударственные течения внутри Дзэн — школы Со:то: и
Отокан (Иккю: Со:дзюн). Дальнейшее развитие учений о «Чистой земле»,
деятельность Рэннё. Религии в пору междоусобных войн. Народные буддийские
движения: почитание «Чистой земли» и движение икко:-икки, школа Нитирэн
и движение фудзю-фусэ. Распад единой «тайной» обрядности и появление
новых «тайных» объединений. «Школа Татикава».
Тема 18. «Христианский век» в Японии (XVI в.)
Объединители Японии и их отношение к «старым» учениям.
Деятельность христианских миссионеров на Дальнем Востоке в целом. Важнейшие
события «христианского столетия» в Японии, основные миссионеры и их труды.
Путешествие молодых японских христиан в Рим. Полемика между христианами и
буддистами. Итоги христианской миссии, ее неуспех.
Тема 19. Переосмысление и упорядочение религиозных
общин в XVII —
XVIII
вв.
Политика сёгуната Токугава в отношении религий.
Преследование христиан. Упорядочивание структуры буддийской общины,
прикрепление мирян к храмам по месту жительства (тэраукэ).
Систематизация учений буддийских школ, издание канона, развитие комментаторских
традиций. Возрождение «Пути темного и светлого начал». «Школа национальных
наук» (Кокугаку-ха). Мотоори Норинага
о японской мифологии, истории, словесности.
Тема 20. Новые направления в японских религиях XVII — XVIII вв.
(4 часа)
Новые заимствования из Китая.
Школы Обаку и Фукэ. Деятельность Такуан Сохо, Хакуин Экаку, Банкэй Ётаку.
Становление японского чжусианства. Последователи Ван Янмина в Японии. Другие
направления конфуцианства. Религиозная реформа в княжестве Мито. Деятельность
священнослужителей из домов Ёсида и Сиракава. Хаяси Радзан, Ватараи Нобуёси,
Ёсикава Корэтари, Ямадзаки Ансай. Японское свободомыслие.
Тема 21. Религии в период преобразований второй
пол. XIX в.
Реставрация Мэйдзи. Восстановление власти императора и
новое понимание государственной обрядности. Представления о нерелигиозной
природе синто:. Разделение святилищ и храмов, симбуцу-бунри, реформа
системы храмов. Антибуддийское движение и попытки обновления внутри
буддийской общины. Новое знакомство с христианством. Изучение западной науки,
литературы, философии. Возникновение «новых религий». Начало научного
исследования японских религий — на Западе, в России и в Японии.
Тема 22. Религии Японии в первой пол. XX в.
Синто:
в рамках государственной идеологии. Деятельность Танака Ёсито:. Развитие
учения школы Нитирэн у Танака Тигаку. Новые буддийские объединения — Ниппондзан Мё:хо:дзи (Фудзии Ниттацу), Рэй ю кай, Риссё: косэй кай (Нивано
Никкё:) и др. Войны Японии на Дальнем Востоке и др. и попытки распространения
японских религий в мире.
Тема 23. Религии Японии во
второй пол. XX
в.
Послевоенная конституция Японии о свободе
вероисповедания. Отрицание
божественности императора. Отделение синто: от государства. Государственная политика
в отношении религий. Религиозные организации и способы их
деятельности. Новые буддийские объединения — Сока гаккай, Агон-сю: и другие. Рост популярности японских религий
за пределами Японии.
Тема 24. Религии Японии в современном мире.
Новейшие религиозные объединения — АУМ Синрикё: и другие. Вопрос о застое в
традиционных религиях Японии и о религиозном экстремизме. Религии в общинах
выходцев из Японии в разных регионах мира. Статистические данные по религиям
Японии на 2000-е гг.
Тема 25. Основные направления современных исследований
по религиоведению Японии
Изучение истории религий Японии. Изучение современного
состояния японских религий. Важнейшие исследовательские центры, журналы,
справочники и словари, сетевые ресурсы. Религии Японии в современных работах
российских ученых.
Литература:
Арутюнов
С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968.
Бачурин А.С. Ёсида синто как одно из
направлений средневекового синтоизма // Вопросы
философии, 2004, № 11. С.156-176.
Бачурин
А.С. Методологические
проблемы изучения синтоизма // Религиоведение. Научно-теоретический журнал.
М.-Благовещенск. 2004, № 4. С. 19-31.
Бачурин
А.С.
Практика «запретов на направления» и изменения их действия в период Хэйан //
Религиоведение. М-Благовещенск, 2007. № 3.
Буддизм
в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993.
Главева Д.Г. Традиционная
японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003.
Дюмулен
Г.
История дзэн-буддизма. М., 2003.
Ермакова
Л.М. Речи
богов и песни людей (ритуально-мифологические истоки японской литературной
эстетики). М., 1995.
Ермакова
Л.М. Сокрытые сюжеты средневековой истории (Кюсю,
Ватикан, Речь Посполитая) / Вести о Япан-острове в стародавней России. М.,
2005.
Игнатович
А.Н. Буддизм
в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.
Игнатович А.Н. Буддизм и даосизм в
Японии (к проблеме отношений и оценок) / Дао и даосизм в Китае. М., 1982, С.
179-206.
Игнатович
А.Н.
Школа Нитирэн. М., 2002.
Игнатович
А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии.
М., 1989.
История Японии. В 2-х тт. Под ред. А.Е. Жукова. М.,
1998.
Киддер Дж. Япония до буддизма. М.,
2003.
Китагава
Дж.М.
Религия в истории Японии. СПб, 2005.
Маркарьян
С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. М.,
1990.
Мещеряков А.Н. Быть японцем. История,
поэтика и сценография японского тоталитаризма. М., 2008.
Мещеряков
А.Н.
Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.
Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм
и синтоизм (проблема синкретизма). М., 1987.
Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура
и текст. М., 1992.
Мещеряков А.Н. Из истории политической
мысли Японии: концепция «национальной исключительности» К. Тикафуса // История
политической мысли и современность. М., 1988, с.99-108.
Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его
Япония. М., 2006.
Мещеряков А.Н. Книга японских символов.
М., 2003.
Мещеряков
А.Н. Христианское столетие
в Японии: проблема
культурного отторжения // Восток. 1993, № 5. С. 46-52.
Мещеряков А.Н. Японский император и
русский царь. Элементная база. М., 2004.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-
Михайлова
Ю.Д.
Мотоори Норинага. М., 1988.
Накорчевский А.А. Паломничество в Японии: земные
следы небесных путей. Опыт системного анализа // Религиоведение.
Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск. 2005, № 4. С. 55-70. 2006, № 1.
С. 50-59.
Накорчевский
А.А.
Синто. СПб, 2000.
Накорчевский А.А.
Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью:
магия и эзотерика). СПб., 2004.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.
Основы
религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998 (или другие издания этого
учебника).
Радуль-Затуловский
Я.Б.
Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.
Садокова
А.Р.
Японский фольклор (в контексте мифолого-религиозных представлений). М. 2001.
Светлов
Г.Е. Путь
богов (Синто в истории Японии). М., 1985.
Сила-Новицкая
Т.Г.
Культ императора в Японии. М., 1990.
Синто
– путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002.
Скворцова
Е.Л.
«Христианский век» в Японии к проблеме взаимодействия национальных культур /
Человек и мир в японской культуре. М., 1985. С. 118-134.
Сонода
Минору.
Мир синто. М., 2001.
Судзуки Д.Т. Лекции по Дзэн-буддизму. М., 1990.
Трубникова Н.Н. «Пусть у
мертвых и живых счастье уравняется». К истории буддийских обетов и буддийской словесности
в Японии // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2005,
№ 3. С. 16-38.
Трубникова Н.Н. «Различение учений» в
японском буддиизме IX в. Кукай [Кобо-Дайси] о различиях между тайным и явными
учениями. М., 2000.
Трубникова
Н.Н.
Сайтё о подготовке буддийских монахов в Японии // Религиоведение.
Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2007, № 2. С. 66-77.
Ямаори
Тэцуо.
Блуждания богов в пространстве японской культуры // Вопросы философии. М., 1998,
№ 2. С.80-100.
http://trubnikovann.narod.ru/Issl.htm
— статьи по истории японского буддизма и переводы буддийских памятников,
подготовленные Н.Н. Трубниковой.
http://www.shinto.org/ru/russian/top.htm
— Международное научное общество синто.
http://trubnikovann.narod.ru/Kuroda.htm
— обзор работ Курода Тосио по религиям Японии.
http://trubnikovann.narod.ru/Nakamura.htm
— перевод статьи Накамура Хадзимэ «Некоторые особенности японского образа
мышления».
http://www.univie.ac.at/rel_jap/start/index.html
— материалы по истории религий Японии Б. Шайда (на немецком языке).
http://www.ic.nanzan-u.ac.jp/SHUBUNKEN/welcome.htm
— «Японский журнал по религиоведению» (на английском языке).