Религии Японии в пору «правления из молельни»

Н.Н. Трубникова

 

Сетевая версия — сентябрь 2008 г.

 

«Правление из молельни»

Семьи Минамото и Тайра

Война между Тайра и Минамото 1177-1185 гг.

Установление сёгуната Камакура

Источники изучения религий конца периода Хэйан и начала периода Камакура

 

Во второй половине XI в. в Японии сложилось новое устройство высшей власти —  «правление из молельни» 院政, инсэй. При нем государь после отречения принимал монашество и после этого брал в свои руки многие задачи, которые раньше решали регент или канцлер.

Сын Фудзивара-но Митинага, Ёримити 頼通 (992-1074) правил как регент и канцлер в течение пятидесяти лет при государях Гоитидзё:, Госудзаку и Горэйдзэй. Но из внучек Митинага ни одна не родила сына. В 1068 г. государем стал Госандзё:, чья мать принадлежала к государеву роду, а не к Фудзивара. При этом государе на высших государственных постах стало больше представителей семьи Минамото, а также тех ветвей рода Фудзивара, которые не принадлежали к «дому регентов и канцлеров» 摂関家, сэкканкэ. Все частные владения сё:эн в стране были проверены, и многие из них изъяты в пользу государства. В 1072 г. Госандзё: отрекся и стал монахом, но остался фактическим правителем, положив начало «правлению из молельни». После этого на протяжении более ста лет соправителем государя выступал не дед или дядя по материнской линии, как в середине периода Хэйан, а отец или дед по отцу, ставший монахом.

Как замечает Дж.К. Хёрст, новую политическую ситуацию в Японии в период инсэй можно сравнить с шахматной игрой, где «король», то есть отрекшийся государь, находится на доске среди других фигур, — в отличие от собственно государя, который в Японии почти всегда был вне игры (Hurst G.C. III. Insei: Abdicated Sovereigns in the Politics of the Late Heian Japan, 1086-1185. NY, 1976. P.35).

Уже в X-XI вв. государи при восшествии на престол проходили «тайное» буддийское посвящение, а после отречения становились монахами. Их величали «Государями Закона-Дхармы» 法王, хо:о:. Впервые так стали называть государя Уда в 899 г. Образ «Вращателя колеса», буддийского праведного правителя (輪王, ринно:, санскр. «чакравартин»), стали связывать с личностью отрекшегося государя. Так, по преданию, у государя-монаха Кадзан (отрекся в 986 г.) на ступнях были видны знаки в виде «колеса Дхармы». Таким образом, бывший правитель воплощал единство «закона Будды» и «закона государя» в одном лице (Moerman D. The ideology of landscape and the theater of state: Insei pilgrimage to Kumano (1090–1220) // Japanese Journal of Religious Studies 24/3-4 (1997). P.365-366). После отречения государи совершали паломничества в святилища и храмы — Исэ, Кумано и другие — осматривая страну, как это делали государи древности, и тем самым заново «присваивая» ее.

«Уходя из дома», бывший государь передавал своему преемнику все обрядовые обязанности верховного жреца, потомка Солнечной богини, но сохранял за собой роль главы рода. Вероятно, пострижение в монахи имело главной целью провести именно это разграничение — обозначить, что отрекшийся правитель больше не жрец. Похожий обычай существовал и в других семьях столичной знати. Так, Фудзивара-но Митинага, приняв монашество, оставался главой своей семьи, но придворные обязанности передал своему сыну Ёримити.

Дворец, который становился местопребыванием отрекшегося государя, получал название 御院, гоин, «Высочайшая молельня». Для обслуживания этого дворца-храма назначались особые чиновники, часто — из числа наиболее близких сподвижников отрекшегося государя. Многие из них принимали монашество вслед за ним. У государя Энъю: (отрекся в 984 г.) уже был свой круг придворных — «чиновников при молельне» 院使, инси, и свое особое ведомство под названием 院庁, ин-но тё:.

На обеспечение расходов «Высочайшей молельни» выделялись земельные угодья. Со временем земли нового государя-монаха, а также земли принцев, принцесс и вдовых государынь, принимавших монашество. присоединялись к этим же угодьям. Прежде государев род не имел своей земли — хотя номинально ему принадлежала в стране. Теперь же он через своих родичей-монахов постепенно становился крупным владетелем — и принадлежал этот владетель к «храмовым домам». Управляли владениями «чиновники при молельне» во главе с «ближними сановниками» 近臣, кинсин, составлявшими своего рода «правительство» при отрекшемся государе.

У государя-монаха Госандзё: уже было около ста отдельных владений в шестидесяти провинциях, он стал одним из крупнейших землевладельцев в стране. Его «ближние советники» были губернаторами провинций, занимали многие высокие должности в Столице. По закону они подчинялись действующему государю, но на деле выполняли приказы государя-монаха.

Сын Госандзё:, государь Сиракава, находился на престоле с 1072 г. С 1073 г., после смерти отца, он деятельно участвовал в делах управления. После отречения он принял монашество и до 1101 г. удалился от дел, потом вернулся и до 1129 г. правил как отрекшийся государь при своем сыне Хорикава, внуке Тоба и правнуке Сутоку до 1129 г. В 1120-х гг. власть делили между собой двое отрекшихся государей — Сиракава и Тоба. По слухам, Сиракава на самом деле доводился Сутоку не прадедом, а отцом, и это было одной из причин враждебности Тоба к ним обоим.

Как государь-монах Тоба правил с 1129 по 1156 г. При нем владения «высочайшей молельни» значительно расширились. «Сказание о годах Хо:гэн» (см. ниже) описывает Тоба как праведного правителя: «Людей верных он вознаграждал и тем не отступал от прежних образцов правления мудрецов, людей виновных он утихомиривал, в милосердии своем поступая в согласии с основным обетом бодхисаттвы» (см.: Хо:гэн моногатари — Сказание о годах Хо:гэн. Пер. со старояп., предисл. и коммент. В.Н. Горегляд. СПб., 1999. С. 19. Речь идет об «основном обете» бодхисаттвы Дхармакары, будущего будды Амитабхи). В 1141 г. Сутоку отрекся, и государем стал Коноэ — сын Тоба и его жены и сподвижницы Бифукумон-ин 美福門院 (1117-1160). В 1155 г. Коноэ умер бездетным. Предполагалось возвести на престол малолетнего приемного сына Тоба и Бифукумон-ин, но поскольку у этого принца был жив родной отец, то сначала государем сделали его — уже взрослого человека (он известен как государь Госиракава, годы жизни 1127-1192).

После смерти самого Тоба в следующем году развернулась борьба за власть между сторонниками государя-монаха Сутоку и людьми, верными государю Госиракава. Представители наиболее влиятельных семей — Фудзивара, Минамото и Тайра — сражались и на той, и на другой стороне. Вероятно, такой раскол в домах высшей знати был вызван не столько политическими, сколько хозяйственными причинами. К середине XII в. расширение частных владений за счет государственных, приграничных или прежде не освоенных земель стало невозможно. Назрел передел собственности в пределах владений, и «Смута годов Хо:гэн» (1156 г.) должна была приумножить имения одних родичей за счет других (Горегляд В.Н. Начало самурайского эпоса / Хо:гэн-моногатари. Указ. изд. С. 6). В итоге смуты Сутоку потерпел поражение и был сослан в провинцию Сануки.

Государь Госиракава отрекся от престола в 1158 г., но сохранял за собой важную роль в делах правления при пяти государях — Нидзё:, Рокудзё:, Такакура, Антоку и Готоба.

По преданию, Минамото-но Ёритомо (см. о нем ниже) называл государя-монаха Госиракава «величайшим тэнгу Японии». Во многих источниках Госиракава предстает как непостоянный и вероломный правитель. Однако он известен и как ревностный почитатель «Трех Сокровищ», время от времени притязавший на роль главы всей буддийской  общины Японии. По его распоряжению восстанавливались заброшенные храмы и строились новые, в 1164 г. он приказал изготовить 1001 изваяние бодхисаттвы Каннон. Как и его предшественники, Госиракава поощрял буддийскую ученость, совершал паломничества, жаловал земли храмам.

Другие начинания Госиракава относились, скорее, к деятельности мирского правителя — например, он повелел составить новую историю Японии, «Записи о поколениях нашей страны» 本朝世紀, «Хонтё: сэйки». Центром придворной словесности, музыки и других искусств тоже был его двор, а не дворы «правящих» государей. При этом вкусы Госиракава в области поэзии были своеобразны: он ценил не классические стихи танка, а «песни в новом вкусе», имаё-ута, и принимал у себя певцов-простолюдинов, в том числе странствующих монахов. Около 1179 г. государь-монах составил собрание песен имаё, оно получило название «Тайный сборник для плясок в пыли» 梁塵秘抄, «Рё:дзин хисё:», см.: Kim Yung-Hee. Songs to Make the Dust Dance: The Ryōjin hishō of Twelfth-Century Japan. Berkeley, 1994.

 

Семьи Минамото и Тайра на протяжении XI-XII вв. постепенно добивались всё большего влияния. Их возвышение шло в основном за счет побед в междоусобных войнах — друг против друга или против других знатных родов. Как говорится в «Сказании о годах Хо:гэн», «Исстари оба дома, Гэн и Хэй [=Минамото , Гэн, и Тайра , Хэй], суть левое и правое крыла, и вместе они представляют собой защиту царствующего дома. В течение всего этого времени, если род Гэн поднимает в державе смуту, род Хэй успокаивает его; если же династии изменяет род Хэй, усмиряет его род Гэн» (Хо:гэн-моногатари. Указ. изд. С. 62). Так, в 1028 г. распрю внутри дома Тайра в провинциях Симоса и Кадзуса усмирял Минамото-но Ёринобу, он вернулся в столицу с головой Тайра-но Тадацунэ и его плененными сыновьями, но сыновей пощадили.

В 1051-1062 гг. Минамото-но Ёриёси, сын Ёринобу, воевал против мятежного рода Абэ в провинции Муцу. В отличие от прежних полководцев, Ёриеси не служил в дворцовой страже, однако получил широкие полномочия — например, право поднимать конные отряды в поход без разрешения из столицы. После победы Ёриёси отказался принять награду, пока не будут награждены его ближайшие сподвижники. Как отмечают историки, этот случай можно считать примером становления в Японии вассально-сюзеренных отношений внутри крупных воинских домов (История Японии. Т. I. С древнейших времен до 1868 г. М., 1998. С.200). В 1083-1087 гг. Минамото-но Ёсииэ, сын Ёриёси, воевал против рода Киёхара, который, в отличие от Абэ, не бунтовал против государя. Ёсииэ наград и чинов не получил, а напротив, был смещен с должности губернатора провинции Муцу.

Воины дома Тайра под предводительством Тайра-но Тадамори в 1129-1135 гг. усмиряли пиратов близ японских берегов, в 1139 г. подавляли мятеж монахов Ко:фукудзи. Наследником Тадамори стал Тайра-но Киёмори 平清盛 (1118-1181). С ним связано множество преданий: его считали сыном государя Сиракава (Сиракава отдал в жены Тадамори одну из своих наложниц, как считалось, уже носившую дитя). Или же Киёмори считали новым земным перерождением монаха Рё:гэн. От Рё:гэн Киёмори будто бы «унаследовал» худшие черты: властолюбие, коварство и другие. С 1146 г. Киёмори был губернатором провинции Аки и  В ходе «Смуты годов Хо:гэн» Киёмори воевал на стороне государя Госиракава и за храбрость получил четвертый придворный ранг, а также провинцию Харима в управление. Его соратник Минамото-но Ёситомо был удостоен только пятого ранга — зато представителям рода Минамото, сражавшимся за отрекшегося государя Сутоку, назначили не самую суровую кару.

В 1159 г. Минамото-но Ёситомо и другие государственные деятели, недовольные итогами «Смуты годов Хо:гэн», снова подняли мятеж («смута годов Хэйдзи»). Они захватили в Столице государя Нидзё: и вынудили отойти от дел Фудзивара-но Митинори — одного из высших сановников и тестя Тайра-но Киёмори. Победили в этой междоусобице силы во главе с Киёмори. Минамото-но Ёситомо и его старшие сыновья погибли.

Минамото-но Ёритомо 源頼朝 (1147-1199), старший из уцелевших сыновей Ёситомо, с 1160 г. находился в ссылке на полуострове Идзу. При нем жили сподвижники рода Минамото из воинских семей Ито: 伊藤 и Хо:дзё: 北条, а также кормилица и ее родня из чиновных семей Адати и Миёси. Дочь Хо:дзё:-но Токимаса 北条時政 (1138-1215) по имени Масако 政子 (1157-1225) стала женой Ёритомо. Младший брат Еритомо, Минамото-но Ёсицунэ源義経 (1159-1189), воспитывался в храме Курама-дэра в окрестностях Хэйан. Позже он жил в провинции Муцу у Фудзивара-но Хидэхира — представителя так называемых «Дальних» 奥州, О:сю:, Фудзивара, ближе связанных родством с семьями Абэ и Киёхара, нежели со столичными Фудзивара.

В 1167 г. Тайра-но Киёмори стал великим министром, дайдзё:-дайдзин, его сын Сигэмори получил широкие полномочия для усмирения пиратов возле берегов Кю:сю: и разбойников на севере Хонсю:. Но когда в 1169 г. монахи горы Хиэй подняли бунт в столице, Сигэмори не получил дозволения выступить против них. Киёмори принял монашество и с этих пор принадлежал ко всем трем властям — военной, чиновной и храмовой.

С 1170 г. Киёмори имел право собирать в свою пользу налоги с семи провинций, под полным его контролем находилась торговля с Китаем. Дому Тайра и его людям принадлежали земли в 49 провинциях из 69, родичи и сподвижники Тайра занимали все важнейшие столичные должности. Государь-монах Госиракава удочерил дочь Киёмори, выдал ее за наследника престола, и в 1178 г. у нее родился сын — будущий государь Антоку. 

 

Война между Тайра и Минамото 1177-1185 гг. В 1179 г. году был раскрыт заговор Госиракава и Фудзивара-но Наритика против Киёмори, составленный еще в 1177 г. Доверенных людей отрекшегося государя сместили со всех постов, а их владения присоединили к землям Тайра. Минамото-но Ёритомо начал войну против Тайра, действуя будто бы по велению принца Мотихито, сына Госиракава. Ёритомо был объявлен мятежником. В 1180 г. малолетнего внука Киёмори возвели на престол (государь Антоку), и Киёмори стал при нем регентом, сэссё:. Летом того же Тайра перенесли столицу в Фукухара в провинции Сэццу, но через несколько месяцев вернули ее в Хэйан. Неразбериха в связи с переносом столицы усугубила общий развал власти в стране.

Монахи храма Миидэра и храмов города Нара поддерживали принца Мотихито. В наказание за это в конце 1180 г. войска Тайра вошли в Нара и сожгли храмы Ко:фукудзи и То:дайдзи.

В восточной части острова Хонсю: роду Минамото принадлежали обширные владения, на его стороне готовы были сражаться многие тамошние владетели со своими дружинами, в его распоряжении ыли и собственные крупные военные силы. В месте под названием Камакура у Минамото был дворец и родовой храм. В 1180 г. Ёритомо учредил там свою военную ставку 幕府, бакуфу. В том же году Минамото-но Ёсицунэ, показавший себя выдающимся полководцем и имевший успех при дворе, получил от государя-монаха Госиракава назначение на должность главы столичной стражи, кэбииси-тё:. Это решение не было согласовано с Минамото-но Ёритомо, что обострило вражду между братьями.

В 1181 г. Тайра-но Киёмори умер. На совете у отрекшегося государя Госиракава и нового главы дома Тайра, Мунэмори было подтверждено, что Минамото-но Ёритомо — мятежник. В 1181-1182 гг. в центральных провинциях разразился голод и моровое поветрие. Эти бедствия, как и междоусобная война, считались приметами «последнего века», свидетельством окончательного наступления «конца Закона-Дхармы». Бои между войсками Тайра и Минамото продолжались. В 1185 г. Тайра покинули Столицу, государь Антоку и его мать перебрались сначала на Кю:сю:, а потом на Сикоку. В городе Хэйан государь-монах Госиракава провозгласил государем одного из своих малолетних внуков (государь Готоба), и некоторое время в стране было двое государей — один находился в Столице, другой имел при себе священное зеркало, меч и подвески.

Военными кораблями Минамото командовал Ёсицунэ. При бухте Данноура он одержал решающую победу над Тайра. Дочь Тайра-но Киёмори и ее сын, государь Антоку, покончили с собой, бросившись в море («Повесть о доме Тайра» описывает эти события несколько иначе). 1185 г. считается последним годом периода Хэйан.

Послевоенное восстановление города Нара государь-монах Госиракава возглавил сам. Как отмечает Джанет Гудвин, он при этом стремился играть роль, подобную роли государя Сё:му в пору строительства То:дайдзи. Пожертвования на починку статуи Большого Будды собирали по всей стране, в 1185 г. работы были завершены, и Госиракава «открыл глаза» изваянию (см.: Goodwin J.R. The Buddhist monarch: Go-Shirakawa and the rebuilding of Todai-ji // Japanese Journal of Religious Studies. 1995, 17/2-3. P. 219–242).

После победы над Тайра Госиракава приказал Минамото-но Ёсицунэ выступить против брата, «мятежного» Ёритомо. Ёсицунэ не выполнил этого приказа, бежал, скрывался сначала в горах Ёсино, а затем в Муцу у О:сю:-Фудзивара. В 1189 г. после того, как его гостеприимцы перешли на сторону Ёритомо, Ёсицунэ покончил с собой. Самих «Отдаленных Фудзивара» Ёритомо тоже разгромил, включив их земли в свои владения.

 

Установление сёгуната Камакура. В 1192 г., незадолго до смерти государя-монаха Госиракава, Минамото-но Ёритомо получил от него титул «Великий полководец, покоритель варваров» 征夷大将軍, сэйи тайсё:гун. С этого времени в Японии устанавливается новая система правления, при которой высшую власть делят между собой государев двор и наследственный военный правитель — сёгун. Первым таким военным правителем стал Ёритомо, в исторических исследованиях эта система правления называется «сёгунат». В отличие от государева рода, который считался непрерывным с «века богов», династии сёгунов сменялись несколько раз, упразднен сёгунат как таковой был в XIX в. при реставрации Мэйдзи. По месту нахождения воинской ставки Минамото эпоха первого сёгуната называется периодом Камакура (1185-1333).

С установлением сёгуната «воинские дома», букэ, получали своего представителя на высшем уровне власти. Для «чиновных домов», кугэ, таким представителем был государь. В первое время существования сёгуната «храмовые дома», дзикэ, также были представлены на этом уровне государем-монахом, хотя формально буддийская община подчинялась мирским властям. Такое положение сохранялось до начала 1220-х гг., когда было покончено с «правлением из молельни». В этой главе мы расскажем о событиях первых десятилетий сёгуната (1190-е — 1220-е гг).

Минамото-но Ёритомо потребовал от государя-монаха права назначать военных представителей в частные владения — «земельных начальников» 地頭, дзито:, а также «защитников» 守護, сюго, — военных губернаторов провинций. «Земельные начальники», подчиненные дому Тайра, и раньше были в землях этого воинского рода, а теперь похожий способ управления поместьями распространялся на всю страну, в том числе и на храмовые угодья. «Земельные начальники» вели сбор налога для владетеля, имели право суда и назначения наказаний по нетяжким преступлениям, назначали администрацию владения и возглавляли ее, отвечали за каналы, дороги и другие сооружения внутри имения. За эту службу «начальник» получал участок в данном владении. «Защитники» набирали людей в провинциальную стражу, а также в войско в случае войны, поддерживали порядок, занимались розыском и задержанием преступников, а также изымали земли осужденных владетелей. Назначали «защитников» и «начальников» из числа воинов, верных сёгуну. «Люди правящего дома», 御家人, гокэнин, также находившиеся на службе у рода Минамото, охраняли дворец государя, ставку сёгуна и границы государства.

При этом должность «великого полководца» не считалась высшей в государстве. В 1195 г. Минамото-но Ёритомо ушел с нее, чтобы стать главой правой государевой стражи. Регентом при Готоба был сторонник «воинской ставки» Кудзё:-но Канэдзанэ 九条兼実 (1149-1207). Ёритомо выдал за государя свою дочь, но она вскоре умерла, и в 1196 г. Ёритомо возвратился в Камакура. В 1198 г. Готоба отрекся от престола, но продолжал править как государь-монах.

После смерти Ёритомо в 1199 г. сёгуном стал его сын Ёрииэ. В 1204 г. он был убит. Внутри военного правительства Минамото сложилось двоевластие, похожее на то, какое было при государевом дворе (государь и его родич-регент). Сёгун оставался главой «воинской ставки», а делами управления занимался его «заместитель» 執権, сиккэн. Нередко эту должность называют «регентом при сёгуне», ее занимали представители рода Хо:дзё:. Первый «заместитель» был назначен при третьем сёгуне, Минамото-но Санэтомо, младшем брате Ёрииэ, — им стал дядя сёгуна по материнской линии, Хо:дзё:-но Ёситоки 北条義時 (1163-1224), брат Хо:дзё:-но Масако. Иногда считается, что и их отец, Хо:дзё:-но  Токимаса, был «заместителем» своего внука, сёгуна Минамото-но Ёрииэ.

Государь-монах Готоба заботился о делах буддийской общины — в частности, по его решению были введены запреты на распространение в Японии новых школ Дзэн и Дзё:до. В 1211 г. было совершено одно из самых крупных по размаху буддийских благих деяний — Готоба посетил храм Сайсё:-Ситэнно:дзи 最勝四天王寺 близ города Хэйан, и по этому случаю 13315 монахов за один день переписали весь буддийский канон. По решению Готоба составляется «Новое собрание старых и нынешних песен» 新古今集, «Синкокинсю:», куда вошли и собственные его стихи. Они содержат мотив «обозрения страны», куними, так что государь-монах предстает как верховный правитель Японии.

Минамото-но Санэтомо женился на дочери одного из ближайших сподвижников отрекшегося государя Готоба. Родственные связи между государевой семьей и родом сёгунов укреплялись, вводилось совмещение должностей в военном и «гражданском» правительствах. С 1218 г. Санэтомо стал Правым министром. В следующем году он был убит в храме Цуругаока-Хатимангу:. Четвертым сёгуном стал представитель семьи Кудзё:, родич государева регента, позже «великими полководцами» назначались чаще всего люди из родов Кудзё:, Фудзивара или же из государева рода, как правило в очень юном возрасте.

В 1221 г. произошла так называемая «Смута годов Дзё:кю:», целью которой было свержение военного правительства. После нее сразу трое отрекшихся государей — Готоба, Цутимикадо и Дзюнтоку — были отправлены в ссылку в разные места, и все владения «высочайшей молельни» конфискованы (всего было изъято около трех тысяч имений). На этом завершается система «правления из молельни», инсэй.

 

Источники изучения религий конца периода Хэйан и начала периода Камакура. События междоусобных войн породили особый вид источников — «воинские повести» 軍記, гунки. К ним относятся, например, «Сказание о годах Хо:гэн» 保元物語 «Хо:гэн-моногатари» и «Сказание о годах Хэйдзи» 平治物語, «Хэйдзи-моногатари». Их относят к «историческим повестям» 歴史物語, рэкиси-моногатари. Как и «зерцала», «воинские повести» занимают промежуточное положение между историческими повествованиями и памятниками изящной словесности. Первоначально эти повести бытовали в устной традиции, их исполняли сказители или сказительницы в сопровождении игры на лютне-бива 琵琶. Многие сказители были слепыми, обычно они брили голову и носили монашеские одежды, хотя и не все были в самом деле монахами. Их называли «Наставниками Закона с лютней» 琵琶法師, бива-хо:си. Позже, в XIII в., отдельные сказания были сведены в циклы и записаны.

Среди «воинских повестей» особое место занимает «Повесть о доме Тайра» 平家物語, «Хэйкэ-моногатари». В ней дается не только описание хода войны между Тайра и Минамото, но и целостная картина жизни в Японии перед смутой и во время нее. «Повесть» содержит самые разнообразные сведения о религиях японского общества. В отступлениях описаны поучительные случаи из индийской, китайской и японской истории, родословные героев, прежние деяния их семей, происхождение отдельных обычаев, истории храмов и буддийских школ, а также многое другое.

Главная мысль «Повести» выражена в стихотворном вступлении (св. 1, гл. 1, пер. стихов — А. Долина. См.: Повесть о доме Тайра. Перевод со старояпонского, предисловие и комментарий И. Львовой. М., 1982. С. 27.):

В отзвуке колоколов, оглашавших пределы Гиона*,

Бренность деяний земных обрела непреложность закона.

Разом поблекла листва на деревьях сяра в час успенья** —

Неотвратимо грядет увяданье, сменяя цветенье.

Так же недолог был век закосневших во зле и гордыне —

Снам быстротечных ночей уподобились многие ныне.

Сколько могучих владык, беспощадных, не ведавших страха,

Ныне ушло без следа — горстка ветром влекомого праха!

* Храма-святилища Гион.

**Отсылка к «Сутре о нирване»: при конце земной жизни Будды Шакьямуни на деревьях сяра (санскр. «сала»), под которыми он лежит, внезапно увядает листва.

Здесь соединяются буддийские представления о мировом непостоянстве и установка древней китайской мысли — на то, что за чрезмерным возвышением неизбежно следует падение. О «последнем веке» в «Повести» говорится часто, причем упадок «Закона Будды» сопровождается разрушением «закона государя». Обрядовый обиход государева двора и враждующих родов описан весьма подробно, часто «Повесть» дает оценки — насколько правильным и действенным был тот или иной обряд.

 О событиях конца XII в. говорится и в «Сказании о Ёсицунэ» 義経記, «Гикэйки» (XIV-XV вв.), в устной традиции это сказание, вероятно, бытовало с XIII в. (см.: Сказание о Ёсицунэ. Перевод со старояпонского А. Стругацкого под ред. В. Сановича. М., 1984).

В конце XII — начале XIII вв., в пору крушения старого государства и создания нового, делаются попытки заново написать историю Японии в собственном смысле слова. Около 1221 г. монах Дзиэн составил «Записки глупца» 愚管抄, «Гукансё:», — исторический трактат, где эпохи расцвета и упадка государства осмыслены исходя из буддийского учения о смене времен.

От XI-XII вв. сохранилось немалое число источников, связанных с отдельными храмами или обрядами. Это записи о паломничествах государей-монахов, их обращения к храмам в связи с теми или иными молениями, храмовые записки энги и другие тексты.

Памятники ученой буддийской словесности конца периода Хэйан разнообразны,  среди них есть и крупные трактаты Какубан, Хо:нэн, Эйсай и других мыслителей, и сочинения небольшого объема — стихотворения, проповеди, послания. В пору смут второй половины XII в. монахи школы Тэндай начали записывать наставления, прежде бытовавшие изустно. Эта группа текстов собирательно называется «Рассуждениями об исконной просветленности» 本覚論, хонгакурон. Их составители неизвестны, авторство приписывали Сайтё:, Рё:гэн, Гэнсин и другим знаменитым учителям школы Тэндай.

Изящная словесность XII в. в этой главе будет представлена стихотворениями поэта Сайгё: и «эссе»-дзуйхицу Камо-но Тё:мэй.

 

Сайт создан в системе uCoz