Буддизм в Японии в периоды Кофун и Асука            (VI-VII вв.) 古墳飛鳥仏教

 

Вопрос о почитании «иноземного бога» — Будды —впервые обсуждается при дворе японского государя в середине VI в. Но и до этого в Японии уже были буддисты — переселенцы из Кореи и Китая. В их числе были и миряне, и монахи.

Началом «Закона Будды» в стране Ямато считается 584 г., когда три японских девушки приняли монашеское посвящение и провели первый буддийский обряд. Но и после этого поклонение чужому богу долго возмущало высшую знать Ямато — ведь в нем видели обиду «родным богам» ками и потомкам богов.

Почему же буддизм все-таки распространился в Японии? Есть несколько ответов на этой вопрос. С одно стороны, в пору становления государства материковые образцы заимствовались очень широко, и буддийские обряды считались одной из примет просвещенной державы. С другой стороны, переселенцы всё крепче врастали в японское общество, и японцы вместе с их ремеслами, искусствами и обычаями усваивали также и их верования.

 Главные источники изучения японских религий VI-VII вв. — «Анналы Японии» («Нихон сёки», 720 г.) и «Записки храма Гангози» («Ганго:дзи-гаран энги», 740-е гг.) >>>

На заставке — фрагмент «Ковчега Тамамуси» (玉虫厨子, Тамамуси-дзуси, VII в.).

«Ковчег Тамамуси»сооружение высотой 2,33 м из дерева хиноки, покрытого лаком, в виде модели храмового «золотого зала» на подставке. Внутри него размещались маленькие изваяния Будды и бодхисаттв. Во время домашних обрядов дверцы «ковчега» открывали и «почитаемым» делали подношения. Такие «ковчеги» ставили в богатых домах. «Ковчег» назван по жуку тамамуси (Chrysooha clegans) с надкрыльями переливчатого оттенка, похожего на цвет лаковых украшений.

На стенках ковчега изображены сцены из преданий о прежних жизнях Будды. В одном из рождений его звали Саттва. Движимый состраданием, он тогда отдал свое тело на съедение голодной тигрице, чтобы она могла накормить детенышей. На заставке мы справа видим, как Саттва оставляет на ветке дерева свою верхнюю одежду, а слева — как он прыгает в пропасть. Ниже на этой же стенке «ковчега» показано, как к телу Саттвы приближается тигрица. В древнем и средневековом искусстве многих народов можно встретить такие изображения — когда на одном небольшом пространстве показаны разные события из жизни одного и того же героя.

Так и в Японии VI-VII вв. одновременно идут несколько эпох. Продолжается древность, страна живет по собственным обычаям — и вместе с тем, государство преобразуется на китайский лад. И тут же складывается буддийская община, начинается буддийская история Японии.

СТАТЬИ

Религия японцев до буддизма

Трубникова Н.Н. Переселенцы с материка в Японии V-VI вв. и их верования

Трубникова Н.Н. «Анналы Японии» и «Записки храма Гангози» о начале «Закона Будды» в стране Ямато

Трубникова Н.Н. Деятельность Сё:току-тайси

Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. Первые опыты законодательства в области обрядов в Японии VII в.

Трубникова Н.Н. Почитание «Трех Сокровищ» в Ямато в VII в.

 

ПЕРЕВОДЫ

Свидетельства о проникновении буддизма в Японию. Переводы Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова, А.Н. Игнатовича

«Уложение в семнадцати статьях» царевича Сёоку. Перевод Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова

 

ТЕКСТЫ НА СТАРОЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ С ПЕРЕВОДОМ И РАЗБОРОМ

 

 

 

Возможные темы для самостоятельной работы

 

Главная

Новости

Мои студенты

«Буддизм и буддийская философия»

«Религиозная философия Востока»

Хрестоматия

Исследуем японский буддизм

В помощь начинающему японисту

Избранные ссылки

Галерея

Форум

Сайт создан в системе uCoz