Становление «тайных» школ в начале периода Хэйан

 

Н.Н. Трубникова

 

Сетевая версия — август 2008 г.

 

Японское государство в начале IX в.

Создание новых буддийских школ

Понятие буддийских «таинств»

Роль «тайного учения» в государственной жизни

Источники изучения японских религий начала периода Хэйан

 

Японское государство в начале IX в. «Государство законов», весьма стройное по замыслу, так и не было до конца построено в Японии в VIII в. Надельное землепользование действовало далеко не всюду, связь окраин страны со столицей была слаба, многие законы не исполнялись. Увеличивалось частное землевладение — в основном за счет вновь осваиваемых пахотных угодий и освоения лесных участков, пожалованных на нужды строительства (после того, как лес вырубали, землей его получатели распоряжались как владельцы. Поскольку в период Нара храмовое строительство велось очень широко, храмы к концу VIII в. стали собственниками многих таких участков, причем не в удаленных провинциях, а поблизости от города Нара. См.: История Японии. Т. I. С древнейших времен до 1868 г. М., 1998. С.178-182). В конце VIII в. государь Камму принял несколько мер по укреплению государства с учетом уже известных его слабостей: ввел должности «инспекторов», ответственных за сбор и доставку налогов, повысил срок пересмотра земельных наделов с шести до двенадцати лет, заменил рекрутский набор в войско призывом юношей из семей провинциальной знати (по шестьдесят человек с каждой провинции), а также ужесточил надзор за монашеской общиной.

При переносе столицы в 794 г. храмам города Нара запрещено было перебираться туда. В новой столице, городе Хэйан, решено было построить всего два храма — «Восточный» 東寺, То:дзи, и «Западный» 西寺, Сайдзи, по обе стороны от главной столичной улицы недалеко от входа в город. Поначалу в них не было постоянно проживающих монахов, храмы использовались «Управлением по делам буддистов и иноземцев» для приема гостей из-за моря. Положение изменилось лишь в 823 г., когда Ку:кай был назначен настоятелем То:дзи.

Вместе с тем, государь Камму благоволил к некоторым монахам — например, к Гондзо: из школы Санрон и Сю:эн из школы Хоссо: — и принимал меры, чтобы смягчить соперничество этих школ. В частности, он поддерживал распространение в Японии учения «Единой Колесницы» 一乗, итидзё: из «Лотосовой сутры», которое могло бы свести воедино разные толкования буддийского Закона. Государевы родичи и высшие сановники уделяли внимание делам общины, выделяя средства на крупные обряды с участием множества монахов из разных храмов. Часто такие обряды проходили в «родовых храмах» наиболее влиятельных семей — Ко:фукудзи в Нара (храм рода Фудзивара) и Такаосандзи недалеко от Хэйан. (Это был храм рода Вакэ. Вакэ-но Киёмаро, возглавлявший при дворе сопротивление монаху До:кё:, был в 790-х гг. назначен ответственным за строительство города Хэйан.)

Возведение нового столичного города было делом трудным не только в хозяйственном смысле, но и в обрядовом — пока место пребывания государя только обустраивалось, вся страна оставалась «незащищенной». Неудачи в военных походах против племен эмиси на северо-востоке и смерть нескольких близких родичей государя на рубеже VIII-IX вв. могли считаться признаками этой незащищенности.

Несчастья в правящем роду приписывались действию «гневного духа» принца Савара, покончившего самоубийством после того, как на него возложили вину за гибель Фудзивара-но Танэцугу. Для умиротворения духа Савара принимались самые серьезные меры, но болезни и смерти в государевой семье не прекращались. В 800 г. принц посмертно был провозглашен государем под именем Судо: 崇道. Представления о «гневных духах» государевых родичей и сподвижников, пострадавших от неправого обвинения, в эпоху Хэйан продолжали играть важную роль в государственной жизни.

 

Создание новых буддийских школ. Забота о «защите государства» по-прежнему считалась главным делом монашеской общины, и обряды для благополучия государя, новой столицы и всей державы проводились все чаще. Однако из шести школ Нара ни одна специально не занималась ни обрядовой подготовкой монахов, ни разработкой учения об обряде. В Китае подобные школы были — Тяньтай 天台, «Школа с горы Небесной Опоры», и Чжэньянь 真言, «Школа Истинных Слов». Школа Тяньтай, помимо учения «Единой Колесницы», славилась также тщательно выстроенной программой монашеского обучения, куда входило и знание сутр, и навыки сосредоточения, необходимого для обрядов. Для школы Чжэньянь различные обрядовые средства (звуки, жесты, изображения) были главным предметом изучения. Кроме того, она объясняла, за счет чего обряд приносит «пользу», ведет к желаемой цели. Обе школы, особенно Чжэньянь, в VIII в. пользовались в Китае большим влиянием, и могущество державы Тан могло объясняться в том числе и их успехами в обрядовой области. В Японии учения этих двух школ отчасти уже были известны отдельным монахам в Нара и в негосударственных горных храмах. При государе Камму начинается создание соответствующих японских школ — Тэндай и Сингон. В Китай направляют монахов Сайтё: и Ку:кай, чтобы они «приняли учение» от наставников Тяньтай и Чжэньянь.  При государе Хэйдзэй работа по устройству новых школ была приостановлена, но при его преемнике, Сага, эти школы стали действовать как самостоятельные объединения внутри монашеской общины. В 830-х гг., при государе Дзюнна, были составлены описания всех буддийских школ Японии, и к тому времени их насчитывалось шесть: Рицу, Санрон, Хоссо:, Кэгон, Тэндай и Сингон (школа Куся считалась заодно со школой Хоссо:, а школа Дзё:дзицу — со школой Санрон).

В 822 и 830 гг. моровые поветрия привели к упадку хозяйства во многих провинциях. Однако опыт создания новых школ не был признан неудачным, и в дальнейшем вплоть до конца периода Хэйан школы Тэндай и Сингон занимали ведущее положение в японской общине.

По сравнению со школами периода Нара Тэндай и Сингон имеют несколько особенностей.

1. В Нара монашеские посвящения были едиными для всех, а новые школы давали свои особые посвящения. О монахах VII-VIII вв. говорят, что они принадлежали к такой-то школе, имея в виду их подготовку по тому или иному разделу учения, круг интересов в области буддийской теории (исследование «дхарм», «сознания», «пустоты» и т.п.). Многие знаменитые монахи — Ро:бэн, Гё:хё: и другие — были приверженцами сразу нескольких школ, и это оценивалось положительно. Что касается права на проведение обрядов, то оно считалось одинаковым у всех монахов, прошедших государственные испытания. Правда, случалось, что какой-то подвижник приобретал особенную славу как чтец заклинаний-дхарани или как исполнитель обряда по одной из сутр. А принадлежность к школам Тэндай и Сингон означала не только следование их учениям, но и обладание определенными обрядовыми полномочиями. И в Китае, и в Японии права этих школ на особые обряды во многом поддерживались государством. Из-за таких полномочий, даваемых посвящением, наставники новых школ много спорили, а переход монахов из школы в школу порицали и старались не допускать. Таким образом, у каждой из новых школ была своя община.

2. Большинство текстов, на которых основаны обряды, в Нара были общими для всех школ, различались только пути их истолкования. В этом смысле говорят, что школы Нара опираются на «трактаты», «рассуждения», и только одна из них, Кэгон, берет за основу сутру. Новые школы выделяют «свои» сутры в качестве главных и доказывают их преимущество перед всеми другими сутрами, хотя чтут и остальные тексты канона. Для Тэндай это «Лотосовая сутра», которую относили к числу «трех сутр, защищающих страну» и в Нара так или иначе изучали во всех государственных храмах. Для Сингон — особые «тайные» сутры, прежде мало известные или вовсе не известные в Японии (см. ниже). Можно сказать, что у каждой из новых школ есть своя особая Дхарма, своя версия буддийского Закона.

3. Школы Тэндай и Сингон выделяют каждая свой круг «почитаемых» — будд, бодхисаттв и др. — чего опять-таки не было у школ Нара. То есть новые школы предлагают каждая свое понимание «Трех Сокровищ», и поэтому их можно считать самостоятельными направлениями буддизма, а о школах Нара этого сказать нельзя. Для Сайтё: и Ку:кай было важной задачей доказать, что их школы способны отвечать за весь буддийский Путь в целом, обустраивать почитание «Трех Сокровищ» во всей стране.

И Сингон, и Тэндай считаются «тайными» школами. Хотя отчасти «тайное учение» 密教, миккё:, было известно в Японии и ранее, широкое его распространение связывается именно с ними.

 

Понятие буддийских «таинств» 秘密, химицу, употребляется в разных значениях. Прежде всего, «тайными» называют обрядовые действия в отличие от обычных. Ища прибежища у «Трех Сокровищ», подвижник одновременно обращается к ним «телом, речью и мыслью». В широком смысле под «таинствами тела, речи и мысли» понимаются любые телодвижения участников обряда, чтение или пение отрывков из сутр, сосредоточение на образах «почитаемых». В узком смысле «таинства речи» — это «истинные слова» 真言, сингон, санскр. «мантра», и их сочетания, дхарани 陀羅尼, дарани. По ним и получила свое название школа Чжэньянь (яп. Сингон). «Таинства тела» — это особые жесты рук, называемые «печатами» , ин, санскр. «мудра». А «таинства мысли» — образы, представленные на мандалах 曼荼羅, мандара.

Мандалы — это картины, где изображено несколько «почитаемых», и они не просто находятся рядом, а образуют некий «круг» (санскр. «мандала»), так что каждый занимает место сообразно своей роли в деле спасения живых существ (подобно тому, как монахи при обряде рассаживаются «по чинам»). Считается, что на мандалах мир представлен таким, каким его созерцает будда. В храмах используются рисованные либо скульптурные мандалы, а при обряде его участник мысленно представляет себе мандалу, постепенно собирая ее из образов отдельных «почитаемых». Исследователи называют это «визуализацией», в самих «тайных» текстах применяется понятие 三昧, саммай, санскр. «самадхи», мы его условно переводим как «сосредоточение» (на чем-то или ком-то).

В «тайном учении» главными считаются две мандалы 両部曼荼羅, рё:бу мандара. Это «мандала мира-ваджры» 金剛界曼荼羅, конго:кай-мандара, и «мандала мира-чрева» 胎蔵界曼荼羅, тайдзо:кай-мандара. Здесь «ваджра» 金剛, яп. конго:, санскр. «ваджра» — «алмазный жезл» образ нерушимой и всесокрушающей силы. Ваджра — это и один из предметов обрядовой утвари, жезл с несколькими лепестками на концах. Он толкуется как знак царской власти, в Древней Индии ваджру почитали как оружие бога Индры. «Алмазный жезл» и «чрево» соотносятся с мужским и женским, светлым и темным началами, с «уловками» будды и его «мудростью» и т.д. Две мандалы различаются по числу и расположению «почитаемых». В «Мире-ваджре» будды и бодхисаттвы объединяются в пять «семей» или «групп» , бу, а в «Мире-чреве» — в три.

Сидя в определенной позе, складывая пальцы рук в виде соответствующей мудры и произнося те или иные мантры, подвижник собственным телом и голосом воссоздает облик и речь того «почитаемого», на чьем образе он сосредотачивается. Навыки исполнения «тайных» действий передаются от наставника к ученику и требуют особого посвящения.

Кроме того, «тайным» называется знание того, какие из разновидностей этих действий применяются при том или ином обряде. Эти сведения не всегда полностью изложены в самих сутрах. Например, в «Сутре о человеколюбивом государе» сказано, что правитель должен пригласить сто монахов, почтить и одарить их, а они станут читать сутру и держава будет защищена. Но в сутре не разобрано, что должны делать сами монахи. В VIII в. в Китае Амогхаваджра, наставник школы Чжэньянь, разработал подробности этого обряда, в том числе определил состав «почитаемых» — бодхисаттв и иных существ — кого монахи  должны просить прийти на защиту страны. Обрядовое руководство, составленное Амогхаваджрой, раскрывает «тайное» содержание «явной» сутры и само считается «тайным» сочинением.

Возможен и особый, «тайный» подход к любым текстам, а не только к описаниям обрядов. «Явное» отношение к сутре — то, когда ее читают из почтения к «Трем Сокровищам», для назидания, для утешения или для собственного удовольствия. «Тайное» отношение предполагает чтение ради обретения той «пользы и выгоды», которая обещана в сутре ее почитателям. Разумеется, «пользу» приносит любое чтение сутры, но в «явном» случае она достигается помимо собственных установок читающего, а в «тайном» ее добиваются намеренно.

В большинстве обрядов так или иначе используются и мантры, и мудры, и сосредоточение на образах будд и бодхисаттв. Таким образом, «таинства» присутствуют в японском буддизме едва ли не с самого его начала. С точки зрения историка-религиоведа Курода Тосио, в целом буддизм в Японии представлял собой систему «явное–тайное» 顕密, кэммицу. На «явном» уровне разные школы могли сильно различаться по своим установкам, но в основе их практики лежал общий «тайный» подход, где главная роль принадлежала обряду. Отличие «тайных» школ от всех остальных, «явных», может заключаться лишь в том, что там всем этим обрядовым средствам отводится не вспомогательная, а ведущая роль.

«Тайное учение» как самостоятельное направление буддизма возникает в Индии VII в., в середине VIII в. оно становится известным в Китае благодаря наставникам, прибывшим в Тан из Индии или из Средней Азии.

Основными сутрами «тайного учения» школа Сингон считает «Сутру о Великом Солнце» 大日経, яп. «Дайнити-кё:», и «Сутру об алмазной вершине» 金剛頂経, яп. «Конго:тё:-кё:». В них проповедь ведется от лица Махавайрочаны, будды в «теле Закона». О себе этот будда говорит: мою природу невозможно выразить словами: я не рожден, не подвержен связи причин и следствий и т.д. Вся дальнейшая «тайная» проповедь противоречит сама себе: говорит о том, о чем сказать невозможно. В этом ее важная особенность по сравнению со всеми другими, «явными» проповедями.

«Телесные» деяния Махавайрочаны в этой сутре — все события в мире, деяния «уст» — все звуки, в том числе речи людей, голоса птиц и зверей, шум воды и пр. Деяния его «мысли» — все мысли, включая ложные мнения непросветленных существ. Всеми своими деяниями будда проповедует учение «Истинных Слов». Мудрость будды уподобляется огню, а мысли всех существ — веткам разных пород дерева, которые сгорают в этом огне. Важнейшая роль в сутре принадлежит понятию «уловка» 方便, хо:бэн. Воспроизводя своим телом, речью и мыслью деяния будды, каждый человек выявляет свою изначально просветленную природу не только «сердцем», но и «телом».

При таком понимании будды как равного миру в целом и каждому отдельному существу, казалось бы, обряды должны считаться уже не нужными. Но в «Сутре о Великом Солнце» им уделяется большое место. Совершая телом, речью и мыслью определенные действия, подвижник достигает единства с буддой, «принимает дар» 加持, кадзи, от него, и тем самым осознает поступки, слова и мнения всех прочих существ как свои.

Именно «тайное учение» дает ответ на вопрос, как можно путем обряда воздействовать на какие-либо события в здешнем мире — а точнее, на составные части того наваждения, которое человек привык считать своим «миром». Видя истину, скрытую за наваждением, подвижник «таинств» способен влиять на чужие заблуждения. Например, он может сделать так, чтобы кому-то перестало казаться, что он болен, и начало казаться, что он здоров, или чтобы безрадостная картина засухи в стране сменилась для ее жителей столь же призрачным, но утешительным зрелищем дождя. Правда, надобности в подобном воздействии по сути нет, ибо всевозможные «миры» всех непросветленных существ и так тождественны истинному миру будды.

Эта установка не отменяет сострадательной заботы о «пользе для других», а лишь подкрепляет ее: сам подвижник не отрекается от собственных нужд и желаний, а сознает, что их вообще нет и быть не может. Особенно четко подобный подход виден у наставников школы Чжэньянь (Сингон) — здесь приобщение к «тайному» знанию само по себе дает человеку некую сверхчеловеческую свободу и власть над окружающими. В школе Тяньтай (Тэндай) большее внимание уделяется тому, как прийти к такой свободе путем всестороннего самовоспитания. Однако учение «Сутры о Великом Солнце» почитают обе школы.

В «Сутре об алмазной вершине» описан особый, «тайный» путь совершенствования — им занимаются не заранее, а непосредственно в ходе обряда. Здесь говорится о «просветленном сердце» 菩提心, бодайсин, которое есть у каждого существа. Подвижничая, человек, во-первых, узнает об этом «сердце», во-вторых, овладевает им, в-третьих, его сердце становится «алмазным» 金剛, конго:, то есть совершенным, как у будды. В четвертых, подвижник сам удостоверяется, что обрел «алмазное сердце», и в-пятых — получает совершенное тело будды. Эти «пять знаков» 五相, госо:, соответствуют пяти уровням сосредоточения. На первом и втором уровнях подвижник созерцает лунный круг, на третьем и четвертом — алмазный жезл, и наконец, сливается воедино с буддой Махавайрочаной.

Если «Сутра о Великом Солнце» ближе к общей махаянской установке на «сострадание», то «Сутра об Алмазной Вершине» представляет точку зрения, по которой подвижник в ходе обряда достигает тождества с буддой во вселенском «теле Закона», а значит, и со всем миром и с каждым из обитателей этого мира. Как отмечает Цуда Синъити, совместить учения этих двух сутр невозможно, не впадая в неразрешимые противоречия (Tsuda Shinichi. The hermeneutics of Kukai. // Acta Asiatica. N. 47 T., 1985. P. 82-108). Само «тайное учение» настаивает на единстве двух сутр, и в то же время противопоставляет их:

«Сутра о Великом Солнце»

«Сутра об алмазной вершине»

Порядок мира , ри

Мудрость будды , ти

Сострадание 慈悲, дзихи

Уловка 方便, хо:бэн

Женское

Мужское

Темное

Светлое

(Ср. различение «порядка» и «мудрости» в учении школы Кэгон.)

Другими источниками «тайного учения» считаются два трактата. «Рассуждение о просветленном сердце» 菩提心論, «Бодайсин-рон», приписывается Нагарджуне, на деле составлено, вероятно, в Китае Амогхаваджрой. Здесь дается учение о сосредоточении, о «йоге», связи между подвижником и буддой через три действия, и о «становлении буддой в этом теле». «Толкование к махаянскому рассуждению» 釈摩訶衍論, «Сяку макаэн-рон», представляет собой комментарий к «Рассуждению о пробуждении веры Великой Колесницы» 大乗起信論, «Дайдзё: кисин-рон», основному источнику учения об «исконной просветленности» каждого живого существа (см. §Т45). В «Толковании» обсуждается учение «недвойственной махаяны» 不二摩訶衍, фуни макаэн, согласно которому миры непостоянства и просветления поистине едины, суть «не два» 不二, фуни. Важную роль в «тайном учении» играет также «Сусиддхикара-сутра» 蘇悉地経, «Сосицудзи-кё:», на которой основано почитание трех образов: будды (просветления), лотоса (сострадания) и алмаза (мудрости). Эта сутра имела большее значение для школы Тэндай, ее «тайное» понимание образа лотоса дополняло «явное», представленное в «Лотосовой сутре». Кроме того, «тайные» школы особенно выделяют две сутры праджня-парамиты: «Сутру-сердце» и «Сутру об основной сути». Большой пласт «тайной» буддийской словесности составляют обрядовые руководства.

Передача «тайного учения» в школьной традиции Сингон выглядит так. Вначале сам будда Махавайрочана передал учение своему собеседнику по «Сутре о Великом Солнце»  Ваджрасаттве 金剛薩, яп. Конго:сатта. От Ваджрасаттвы, учение перешло к бодхисаттве Нагарджуне 龍猛, яп. Рю:мо:, от него — к Нагабодхи 龍智, яп. Рю:ти, от Нагабодхи — к Ваджрабодхи 金剛智, яп. Конго:ти, а от Ваджрабодхи — к Амогхаваджре 不空, кит. Букун, яп. Фуку: (705-774). Учеником Амогхаваджры стал Хуэйго, у которого в Китае учился Ку:кай. (Если считать, что Нагарджуна жил во II в. н.э., то между ним и китайскими патриархами «тайного учения» получается слишком большой разрыв. Предание объясняет его тем, что Нагарджуна (или же Нагабодхи), будучи бодхисаттвой, пребывал в здешнем мире семьсот лет, продолжая наставлять людей, пока не дождался подходящего ученика, способного воспринять учение «Истинных Слов».)

В этот список не входят Шубхакарасимха 善無, кит. Шань Увэй, яп. Дзэммуи (637-735) и его ученик Исин 一行 (688-727), но их в «тайном учении» тоже почитают как крупнейших наставников. Шубхакарасимха и Амогхаваджра прославились как переводчики множества буддийских текстов на китайский язык. Амогхаваджра пользовался большим вниманием нескольких императоров династии Тан, и в целом обряды школы «Истинных Слов» были в Китае VIII в. в большом почете.

 

Роль «тайного учения» в государственной жизни связана с обрядами посвящения государей. Благоденствие страны и в Китае, и в Японии связывалось прежде всего с постоянством, сохранением существующего порядка. А значит, обряды должны были обеспечивать долголетие каждого отдельного правителя (этой же цели служили и даосские искусства продления жизни), а также поддерживать «одинаковость» всех правителей, преемственность их политики. «Тайные» посвящения решали обе эти задачи. При обряде «окропления головы» 灌頂, кандзё:, государь выявляет свое тождество с вечным вселенским буддой Махавайрочаной, освобождается от любых страхов, в том числе и от страха перед недугами и смертью, и потому может действовать так, как если бы обрел бессмертие. Кроме того, через будду все правители оказываются тождественны друг другу: они уже не просто происходят от общего предка, а в полной мере суть одно существо. В таких обрядах правитель мог участвовать не сам, а через своих представителей-монахов — опять-таки потому, что все существа суть будды. Таким образом снимался и вопрос о том, допустимо ли государю-жрецу, потомку Солнца, проходить буддийские посвящения.

Основатели Тэндай и Сингон по-разному определяли место своих школ в японском государстве. Это связано с тем, что они по-разному соотносили учение и путь подвижничества (Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан / Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998. С.194-195).

Для Сайтё: «природа будды» — это важнейшее свойство, но все-таки только свойство живого существа. Человек «истинен» , дзицу, поскольку может стать буддой, и «условен» , гон, поскольку живет в непостоянном мире, подлежит причинно-следственной зависимости, подвержен желаниям и страданиям. Путь от «условной» своей природы к собственной же «истинной» сути каждый должен пройти сам, никакое наставление или обряд дать ему этого не могут. Сострадание другим существам — одновременно и цель, и способ преодоления «условного» и продвижения к «истинному». Буддийская община, по Сайтё:, объединяет всех жителей страны — и мирян, и монахов, и чем больше каждый человек заботится о других, тем он сам становится свободнее. Тем яснее он осознает, кто он есть на самом деле — изначально-просветленное существо, для кого единственной по-настоящему важной заботой могут быть только другие люди. На какой бы должности ни трудился такой человек, он лишен корысти, служит всей стране. И когда таких людей много, то государство может стать тем, чем оно должно быть: помогать населению справляться с неизбежными жизненными трудностями и по возможности не создавать новых. Школа Тэндай нужна затем, чтобы воспитывать таких людей — наилучших подданных для державы. Этот подход основан на учении «Лотосовой сутры», но во многом он близок и конфуцианству (учению Мэн-цзы о человеколюбивом правлении) и даосизму (где лучшим государством считается то, где власти и народ как можно меньше мешают друг другу). Особенность японцев Сайтё: видит в том, что у них расхождение между «условным» и «истинным» меньше, чем у других народов, их способности «совершенны» («округлы», «всеобъемлющи») , эн, и для них естественно заботиться о стране в целом, а не только о своих родичах, земляках, собратьях по ремеслу и т.п. Но чтобы помогать своим соплеменникам, японский монах-бодхисаттва должен сам пройти всестороннюю подготовку — освоить не только «совершенное учение» 円教, энкё:, выраженное в «Лотосовой сутре», но и «таинства» , мицу, и навыки «созерцания» , дзэн, и «заповеди» , кай. Эти четыре составляющих обучения в школе Тэндай 円密禅戒, эн-мицу-дзэн-кай, соответствуют четырем частям буддийского Пути: освобождению, мудрости, сосредоточению и должному поведению.

Для Ку:кай «быть буддой» — не одно из нескольких свойств, а единственное свойство любого живого существа, как и любой вещи, явления и т.д. Вопрос, почему же тогда люди заблуждаются и страдают, остается неразрешимым. Но если тот же вопрос поставить иначе — что мешает каждому из нас быть свободным, как будда? — то ответ будет: ничто не мешает. Каждый уже, в нынешнем своем теле, именно то и делает, что становится буддой 即身成仏, сокусин дзё:буцу. Для чего же тогда нужно подвижничать, совершенствоваться, совершать обряды? — Ни для чего, ибо конечная цель уже достигнута. В этом занятие «таинствами» похоже на досужее стихотворство или рисование, когда художник не стремится создать какое-то произведение, а просто пишет, потому что пишет. Делая что-то по сути излишнее, человек тем самым доказывает свою полную свободу — но те же его действия можно назвать и полностью необходимыми, изначально заданными, поскольку через них осуществляется «уловка» будды. Содержание подвижничества в том, чтобы намеренно своим телом, речью и мыслью совершать действия будды — то есть делать то же самое, что каждый из людей делает всегда, но обычно не сознает этого. В то же время, через тождество с буддой подвижник может сделать свое тело, уста и ум вместилищем для любых движений, речей и мыслей — «принять в себя» божество огня, «светлого государя» Ачаланатху, бодхисаттву Акашагарбху и т.д. Обучение обрядовым навыкам позволяет также и помогать другим одержимым справляться с их одержимостью. В этом смысле для знатока «таинств» нет существенной разницы между недужным, которым овладело божество, — и обычным человеком, который ведет себя как человек, или божеством, которое ведет себя как божество. Умея вместить в себя кого угодно, подвижник обладает властью над другими существами. И еще одно его преимущество — в том, что для него безразлично, признают ли окружающие эту его власть или нет. Отсюда отношение к обряду как к некой технике подчинения и господства, где власть сама себя обосновывает, не нуждаясь ни в каком внешнем источнике (вроде установлений божественного предка, воли Неба и пр.). Единственным основанием власти оказывается знание, что такого источника нет и быть не может — ни одно существо не способно ничего дать другому и ничего у него отнять, ибо все они едины, все суть будда. Эта установка «тайных» сутр тоже имеет общие черты с конфуцианством (учение Сюнь-цзы об обряде как средстве управления людьми) и даосизмом (образ мудреца, который странствует повсюду и предстает тем, кем захочет, ибо для него нет разницы, кем быть). Школа Сингон мыслится как сообщество посвященных, которые через обряд и через личное наставничество поддерживают государя и его сановников, приобщая их к «тайне» власти.   

 

Источники изучения японских религий начала периода Хэйан. В IX в. в Японии было составлено несколько летописей, в том числе «Поздние Анналы Японии» 日本後紀, «Нихон ко:ки» (охватывает 792-833 гг., составлена под руководством Фудзивара-но Фуюцугу и Фудзивара-но Оцугу в 840 г.) и «Продолжение Поздних Анналов Японии» 続日本後紀, «Сёку Нихон ко:ки» (см.).

Ку:кай

 
Деятельность Сайтё: и Ку:кай обсуждается в нескольких жизнеописаниях.  Для Ку:кай это, прежде всего, «Слово-завещание в двадцати пяти статьях» 二五条御遺告, «Нигодзё: гоюйго:» (835 г.). Считается, что Ку:кай продиктовал его ученикам за несколько дней до смерти. Первая статья, составленная учениками уже после его смерти, перечисляет важнейшие деяния учителя (Канаока Сю:ю: Ку:кай дзитэн (Ку:кай. Словарь). Токио, 1979. С.10-11, 78-79). «Жизнеописание  Ку:кай, старшего над общинниками» 空海僧都伝, «Ку:кай со:дзу-дэн» (835 г.) составил Синдзэй 真済 (800-860), монах школы Сингон, один из ближайших учеников Ку:кай. «Жизнеописание Ку:кай, великого главы общинников» 大僧都空海伝, «Дайсо:дзу Ку:кай-дэн», было создано несколькими летописцами-мирянами во главе с Фудзивара-но Ёсифуса 藤原良房 (804-872), оно входит в летопись «Продолжение Поздних Анналов Японии».

О жизни Сайтё: повествуют «Жизнеописание великого учителя с горы Хиэй» 叡山大師傳, «Эйдзан дайси-дэн», сочинение Итидзё:тю: 一乗忠, а также «Записи о передаче и распространении заповедей Единого Сердца» 傳述一心戒文, «Дэндзюцу иссинкай-мон», сочинение Ко:дзё: 光定 (779-858), ближайшего ученика и сподвижника Сайтё:.

Позднее и о Сайтё:, и о Ку:кай было составлено множество других книг, в том числе и сборников «преданий», 伝説, дэнсэцу. Многие из них связаны с местными храмами в тех землях, где странствовали основатели школ Тэндай и Сингон, часто в них сообщается о различных чудесах (особенно в преданиях о Ку:кай). Пример жизнеописания Ку:кай, составленного в наши дни приверженцем «тайного учения», можно найти в книге: Икэгути Экан. Подвижник огня. М., 1996. С.80-91.

См.: Н.Н. Трубникова. Подготовка к созданию «тайных» школ. Учеба Сайтё: и Ку:кай в Китае

Н.Н. Трубникова. Сайтё: и Ку:кай как главы школ. Вопрос о соотношении «тайного» и «явного» учений

Н.Н. Трубникова. «Лотосовая сутра» в учении Тэндай

Н.Н. Трубникова. Обучение «прекращению неведения и постижению сути» в школе Тэндай

Н.Н. Трубникова. Учение Сингон о смысле обряда

Н.Н. Трубникова. Сайтё: о задачах буддийской общины и о «заповедях бодхисаттвы»

Н.Н. Трубникова. «Различение учений» у Ку:кай

 

Сайт создан в системе uCoz