Традиция «исконной просветленности» 本覚法門

 

«Исконная просветленность» 本覚, хонгаку, — понятие из того же ряда, что и «природа будды», «зародыш Татхагаты», «истинная таковость». Все они указывают на то, что внутри нашего опыта — разрозненных ощущений, мыслей, желаний — всегда есть сердцевина, тождественная будде. Или шире: что у любых вещей, явлений, событий, доступных опыту, тоже есть такая сердцевина, и она выходит за пределы мира непостоянства, принадлежит миру будды.

Подобные построения можно встретить у мыслителей разных буддийских школ. Если же говорится, что никакого будды отдельно от нас, никакой сути вне видимости вообще нет — то такой ход рассуждений относят к «традиции исконной просветленности».

По оценкам исследователей, именно установка на «исконную просветленность» задает своеобразие японского буддизма — его «согласие с насущной действительностью» 現実肯定, гэндзицу ко:тэй. Речь идет об учениях, которые нацелены не на отвержение непостоянного мира, а на его приятие таким, каков он есть. Традицию хонгаку иногда называют главным достижением буддийской мысли в Японии. В ней видят «собственно японское» качество, привнесенное в буддизм: своего рода благодушие, могущее отчасти уравновесить общий мрачный буддийский взгляд на мир>>>

На заставке — фрагмент гравюры Охара Косон (1877-1945)

В японском искусстве одним из частых мотивов стала «ловля луны в воде»: обезьяна пытается схватить светящийся круг с поверхности озера, словно бы этот круг и был самою луной. Наше сознание действует так же, — учат приверженцы «исконной просветленности». Оно стремится к изменчивым вещам не потому, что желает их самих, а потому, что видит в них отраженный образ будды. Почему обезьяны? Вероятно, дело в том, что с «обезьяной» буддийские наставники сравнивают наше скачущее, рассредоточенное сознание, не способное надолго задержаться ни на каком предмете. А еще — именно обезьян особенно почитали на горе Хиэй, поблизости от главных храмов школы Тэндай. А в разработке учения об «исконной просветленности» эта школа сыграла важнейшую роль. Быть может, взрослая обезьяна и понимает: луну из озера вытащить не получится. И все же она помогает детенышу дотянуться до светлого кружка на воде. Так же действуют и наставники Тэндай — помогают людям, когда те, сами того не зная, ищут будду в изменчивом мире. К образу «луны в воде» часто возвращаются и наставники традиции Дзэн.

Работа над этим разделом выполнена при поддержке РГНФ. Код проекта 08-03-00180а.

СТАТЬИ

Трубникова Н.Н.  Традиция «исконной просветленности» и ее оценки в исследованиях по японскому буддизму

Трубникова Н.Н. Основные понятия «философии исконной просветленности»

школы Тэндай (по «Тридцати четырем заметкам»)

Бабкова М.В. Отражение теории «исконной просветленности» в учении До:гэн

Трубникова Н.Н. Традиция «исконной просветленности» и наследие школы Тэндай

Трубникова Н.Н. Учение об «исконной просветленности» и осмысление природы «родных богов» в японской философской мысли

 

Тамура Ёсиро:. Общий очерк философии исконной просветленности школы Тэндай

Тамура Ёсиро: Японская культура и концепция изначального просветления школы Тэндай.

Суэки Фумихико. Две внешне несовместимые стороны учения об исконной просветленности (хонгаку) в средневековой Японии.

 

ИСТОЧНИКИ УЧЕНИЯ ОБ «ИСКОННОЙ ПРОСВЕТЛЕННОСТИ»

«Лотосовая сутра»: главный источник учения школы Тэндай. «Эта Дхарма существует, обладая качествами, которые присущи дхармам, поэтому “знак” миров — вечное существование»

«Похвала исконной просветленности» из «Сутры сосредоточения на Цветке Дхармы»

«Сутра о нирване»: понятие «природа будды»

«Трактат о пробуждении веры в Махаяну»: понятие «исконной просветленности»

«Сутра совершенного пробуждения»: понятие «совершенного пробуждения»

Вопрос об «исконной просветленности» в сочинениях Сайтё: и Ку:кай

ПЕРЕВОДЫ

«Развернутая похвала исконной просветленности». Восходит к Рё:гэн

«Толкование к похвале исконной просветленности». Восходит к Гэнсин

«Тридцать четыре заметки». Восходят к Гэнсин

«Собрание главных нитей исконной основы». Восходит к Сайтё:

«Подборка важных сведений школы Небесной Опоры и Цветка Дхармы об учении Бычьей Головы». Восходит к Сайтё:

«Созерцание истинной сущности». Восходит к Гэнсин

«Наследие храма Сючань». Восходит к Сайтё:

«Пестрое собрание подвижничьего света». Восходит к Тю:дзин

ОТКЛИКИ НА УЧЕНИЕ ОБ «ИСКОННОЙ ПРОСВЕТЛЕННОСТИ»

Традиция «исконной просветленности» и учение До:гэн

Традиция «исконной просветленности» и учение Нитирэн

Традиция «исконной просветленности» и японская изящная словесность

 

ТЕКСТЫ НА СТАРОЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ С ПЕРЕВОДОМ И РАЗБОРОМ

«Похвала исконной просветленности» из «Сутры сосредоточения на Цветке Дхармы»

 

Главная

Новости

Мои студенты

«Буддизм и буддийская философия»

«Религиозная философия Востока»

Хрестоматия

Исследуем японский буддизм

В помощь начинающему японисту

Избранные ссылки

Галерея

Форум

 

Сайт создан в системе uCoz