Буддизм в Японии в период Хэйан (IX-XII вв.) 平安仏教

 

«Нет ничего более парадоксального в Японии, чем картина культуры этой эпохи: с одной стороны, блестящее развитие цивилизации, высокий уровень просвещения и образованности, роскошь и утонченность быта и обихода, необычайное развитие общественных взаимоотношений, сложный и многообразный политический аппарат, процветание искусства и ни с чем не сравнимый блеск литературы, а с другой — упадок технический и экономический, огрубение нравов, иногда граничащее с одичанием, невежество и воистину бедственное положение народных масс. В эпоху Хэйан рядом стоят: варварство и утонченность, роскошь и убожество, высокая образованность и невежество, прекраснейшие произведения прикладного искусства и примитивнейший предмет обихода, изящный экипаж и непроходимые дороги, блистательный дворец и утлая хижина, один цветущий город, распланированный по последнему слову строительной техники, и почти первобытные поселения…» (Н.И. Конрад)

На заставке — фрагмент «Мандалы двух миров» 両界曼荼羅, Рё:кай-мандара (859 г.). Считается, что эту мандалу скопировал с китайского образца и привез в Японию Энтин, наставник школы Тэндай. Такие мандалы использовались при обрядах в буддийских «таинствах» 秘密, химицу.

На мандалах мир предстает как стройное целое, каким его видит будда. Свет вселенского будды Махавайрочаны распространяется по четырем сторонам, от него возникают четверо будд и множество бодхисаттв. «Два мира» — это два вида мандал: «Мир — Алмазный жезл» 金剛界, Конго:кай, и «Мир — Чрево» , Тайдзо:кай. Фрагмент взят из мандалы «Мира — Чрева».

Мир здесь представлен не видами природы, не зданиями, не движением больших толп народа — а только лицами, нарядами, цветами и утварью в руках у почитаемых особ. В этом «тайные» мандалы схожи с памятниками изящной словесности эпохи Хэйан

СТАТЬИ

Н.Н. Трубникова. Становление «тайных» школ в начале периода Хэйан

Н.Н. Трубникова. Подготовка к созданию «тайных» школ. Учеба Сайтё: и Ку:кай в Китае

Н.Н. Трубникова. Сайтё: и Ку:кай как главы школ. Вопрос о соотношении «тайного» и «явного» учений

Н.Н. Трубникова. «Лотосовая сутра» в учении Тэндай

Н.Н. Трубникова. Обучение «прекращению неведения и постижению сути» в школе Тэндай

Н.Н. Трубникова. Учение Сингон о смысле обряда

Н.Н. Трубникова. Сайтё: о задачах буддийской общины и о «заповедях бодхисаттвы»

Н.Н. Трубникова. «Различение учений» у Ку:кай

 

Н.Н. Трубникова. Единство почитания богов и будд в период Хэйан

Н.Н. Трубникова. Развитие школы Тэндай в IX в.

Н.Н. Трубникова. Почитание «гневных духов». Сугавара-но Митидзанэ и святилище Китано

Н.Н. Трубникова. Развитие обрядов в школе Тэндай в IX-X вв.

Н.Н. Трубникова. Школа Тэндай в X в. Деятельность Рё:гэн

Н.Н. Трубникова. Почитание будды Амида и его «Чистой Земли»

Н.Н. Трубникова. Развитие обрядов в школе Сингон в IX-X вв.

Н.Н. Трубникова. Представления о «конце Закона» и почитание Майтрейи

Н.Н. Трубникова. Человек, божество и будда в изящной словесности середины периода Хэйан

 

Н.Н. Трубникова. Религии Японии в пору «правления из молельни»

Н.Н. Трубникова. Монахи-воины

Н.Н. Трубникова. Почитание «Чистой земли» в XI-XII вв.

Н.Н. Трубникова. Обновление школы Сингон в первой половине XII в.  Деятельность Какубан

Н.Н. Трубникова. Паломничества в храмы Кумано

Н.Н. Трубникова. Религии времен смуты

Н.Н. Трубникова. Знаменитые монахи XII в.

Н.Н. Трубникова. Начало японской традиции Дзэн

Н.Н. Трубникова. Начало проповеди Хо:нэн. Возникновение «Школы Чистой земли»

Н.Н. Трубникова. «Закон государя и закон будды»

 

ПЕРЕВОДЫ

Сочинения Ку:кай в переводах А.Г. Фесюна

Ку:кай (Коо:-дайси). Тайный ключ к Сутре-сердцу Праджня-парамиты («Хання-сингё: хикэн», 834). Перевод Н.Н. Трубниковой

 

Повесть о доме Тайра. Перевод со старояпонского, предисловие и комментарий И. Львовой

ТЕКСТЫ НА СТАРОЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ С ПЕРЕВОДОМ И РАЗБОРОМ

Ку:кай (Коо:-дайси). Пожелание при изготовлении Великим Восточным Государем статуй из сандала в память о покойном господине Накацукаса, государевом родиче («Собрание самородных чудес», св. 6, № 49). Перевод Н.Н. Трубниковой.

Песня «ИРОХА»ИРОХА-ута»). Перевод Н.И. Конрада

 

 

 

Возможные темы для самостоятельной работы

 

Главная

Новости

Мои студенты

«Буддизм и буддийская философия»

«Религиозная философия Востока»

Хрестоматия

Исследуем японский буддизм

В помощь начинающему японисту

Избранные ссылки

Галерея

Форум

Сайт создан в системе uCoz